Страны ЕАЭС займутся правовым регулированием искусственного интеллекта
Представители стран ЕАЭС по итогам II Евразийского экономического форума отметили, что, помимо правового регулирования искусственного интеллекта, важно сформировать этику его использования. Также были затронуты темы электронной торговли и внедрение инновационных информационных технологий в области статистики.
Работу по развитию права в области искусственного интеллекта, как отмечают эксперты, необходимо делать сообща. Кроме того, для его успешного функционирования в базовом законодательстве должны перекликаться как этические, так и правовые вопросы. «Мы должны отрегулировать применение данных искусственного интеллекта. Какую ответственность и кто будет нести, если неправильно будут использованы данные или если будет нарушена определенная этика искусственного интеллекта», — отметила заместитель министра цифрового развития Кыргызской Республики Индира Шаршенова.
Регулирование искусственного интеллекта требует сбалансированного подхода. С одной стороны, его нужно контролировать для предотвращения нанесения вреда человеку. С другой стороны, важно не допустить остановку в его развитии. Для этих целей в России создали Национальную комиссию по этике в сфере искусственного интеллекта и приняли Национальный кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. Аналогичный цифровой кодекс планируется принять и в Казахстане. Узбекистан также работает над развитием этой области. «В Узбекистане также предприняты первые шаги по регулированию технологий искусственного интеллекта. Был создан специальный правовой режим, так называемая регулятивная песочница. Преимуществом регулятивной песочницы является упрощенный доступ к данным, в том числе к государственным», — сказал директор Научно-исследовательского института по развитию цифровых технологий и искусственного интеллекта Республики Узбекистан Азиз Атабеков.
Внедрение инновационных информационных технологий в статистику
Статистика является основой для принятия экономических и политических решений, для оценки эффективности этих решений и формирования выводов о совершенных ошибках. Именно поэтому официальная статистика играет важную роль для государств ЕАЭС. Как отметил заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Сергей Егоренко: «Сейчас время принятия быстрых решений, а для того чтобы принимать быстрые решения, нужны весьма оперативные данные. Речь идет о днях, иногда даже о часах. У нас, к примеру, в России очень жесткие требования к оперативности для показателей национальных проектов. Расчет оперативных оценок, быстрых данных — для нас серьезный вызов. Понятно, что на фоне оперативности важно сохранить высокое качество данных».
Важный инструмент для достижения этой задачи — цифровизация статистического производства. В этом году Росстат вводит в промышленную эксплуатацию цифровую аналитическую платформу предоставления статистических данных, что станет средством цифрового взаимодействия всех участников статистического процесса.
Также эксперты отметили еще одну важную задачу — внедрение международного стандарта обмена данными и метаданными (SDMX). «Очень важное направление — стандартизация и унификация автоматизированных механизмов сбора, обработки, хранения и обеспечения доступа к информации. Здесь, конечно, речь идет об использовании формата SDMX. При работе по структурам данных мы внедряем стандарт SDMX не только при передаче финансовой информации в адрес ЕЕК, но и между собой», — заключил начальник главного управления статистики и управления данными Национального банка Республики Беларусь Дмитрий Великий.
Электронная торговля завтрашнего дня: подходы к развитию в ЕАЭС
Темпы развития цифровой торговли зачастую не позволяют вносить необходимые изменения в законодательство. Как отметили эксперты, из этого вытекает несколько задач для законодателей: не ущемить права потребителей, помочь развитию бизнеса и сформировать общие правила для интернет-торговли в странах ЕАЭС.
«Страны нашего союза, по отдельности сотрудничая с международными площадками и организациями, разрабатывают свою национальную правовую базу, что сохраняет риски дисбаланса и перекосов. Бизнес сегодня уже сталкивается с этими проблемами, в их числе косвенные налоги, завышенные требования к хозяйствующим субъектам, сложный документооборот. Нужно все это урегулировать», — заключил директор департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии Ваагн Казарян.
По словам спикеров, участницы стран ЕАЭС начнут работу над созданием соглашения об электронной торговле, которое будет задавать основные направления и создавать условия, которые обеспечат единообразное и справедливое развитие электронной торговли с обеспечением свободного перемещения как товаров, так и услуг.