Депутат Госсовета Удмуртии: для республики нет необходимости в достижении показателя производства по миллиону тонн молока и зерна
Ижевск. Удмуртия. Для Удмуртии нет острой необходимости в достижении ежегодного показателя производства по миллиону тонн молока и зерна. Об этом на пресс-конференции рассказал член постоянной комиссии по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды, председатель СПК «Маяк» Игорь Стрелков.
«В первую очередь надо понять, куда идём, и стабилизировать рынок молока. Производство и так было профицитным, теперь ещё усугубилось. Появляются вопросы — а зачем, а куда? Надо понимать, что от 20 до 25% от выручки только с молока хозяйства теряют», — сказал Игорь Стрелков.
Поэтому, по мнению парламентария, главная задача — не гнаться за количественным показателем, а уделить внимание качественной стабилизации рынка.
«Каким образом? Во-первых, самое простое: просто посчитать и оказать определённую господдержку на разницу. Компенсировать убыток товаропроизводителям. В противном случае им просто будет «неинтересно» в будущем производить это молоко. Второй путь — прямая субсидия на 1 кг реализованного молока», — предложил парламентарий.
Ещё одной мерой стабилизации сельхозрынка Игорь Стрелков назвал возможность предоставить кредитные каникулы аграриям. Подобный вопрос уже обсуждался комиссией с профильным вице-премьером Ольгой Абрамовой.
Как рассказала «Сусанину» сама Ольга Викторовна, идею кредитных каникул правительство обсуждало ещё в апреле.
«Вопрос в том, что в 2022 году сельскохозяйственные товаропроизводители увеличили сумму долгосрочной и краткосрочной задолженности (в том числе и с применением инструментов льготного кредитования). Причина — рост цен на сырое молоко позволил им более активно реализовывать свои инвестиционные планы. Если посмотреть на ситуацию предметно — к началу 2023 года мы увеличили кредиторку (краткосрочную и долгосрочную) почти на 8 млрд рублей к концу 2021 года», — пояснила вице-премьер.
По её словам, сейчас возникла проблема — кассовые поступления сокращаются по причине снижения закупочной цены на молоко. Каждый день хозяйства недополучают порядка 9 млн рублей (сравниваются текущие цены к ценам на начало года).
«При этом обязательства фермеров в 2023 году выросли. В моменте у хозяйств есть некоторый «резерв». По нашим расчётам, его достаточно до середины текущего года. Если ситуация с ценами не стабилизируется к концу июля — могут возникнуть кассовые разрывы. Вот как раз на этот случай нам необходимы кредитные каникулы (отсрочка по текущим кредитным и лизинговым платежам с последующей рассрочкой)», — подчеркнула Ольга Абрамова.
Эту инициативу заявили на одном из заседаний комитета по АПК Госдумы России. Также на заседании комиссии по АПК Госсовета Удмуртии правительство республики предложило депутатам выйти с законодательной инициативой от региона.
«И в конце апреля направили это предложение в Минсельхоз России. Сейчас федеральное ведомство рассматривает нашу инициативу. Считаем, что её реально реализовать в максимально короткие сроки в рамках закона 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Пока мы не увидели законодательной инициативы по этому вопросу от наших депутатов. Очень надеемся на них», — поделилась вице-премьер.
Говоря про «миллион тонн молока», Ольга Абрамова призвала публично не рассуждать сейчас по этому поводу, поскольку ситуация со снижением цены явно исключает объективность в оценках со стороны производителей.
«Год назад никто не задавался этим вопросом — цена росла, животноводческие объекты строились, животные приобретались. В нашей отрасли подобные ситуации возникают регулярно. Достаточно вспомнить 2018 год. Он был сложным, но уже в конце года цена стабилизировалась», — напомнила вице-премьер.
По её личному мнению, Удмуртии необходимо дополнительно 158 тонн молока в сутки к 2024 году. За 2022 год предприятия переработали 744 781 тонну сырого молока. Сегодня есть задел на увеличение производственных мощностей переработки — порядка 100 тыс. тонн в год. Мощности будут увеличены уже в 2024 году.
«Если наша молочная переработка не получит это сырье внутри республики, то будет завозить его из других регионов. Считаю, что неправильно, ориентировать пищевую промышленность на сырье за пределами республики», — подчеркнула Ольга Абрамова.
Относительно «миллиона тонн зерна» — это проблема прошлого года, подчеркнул в свою очередь Игорь Стрелков. Когда цены на зерно нет, а себестоимость получается выше цены реализации. Здесь во главу угла парламентарий тоже ставит стабилизацию рынка. Одно из предложений — кооперация с другими регионами России.
«Мы же помним, что у нас было несколько неблагополучных лет, когда не удавалось собрать урожай. Но нам в ответ напоминали, что Удмуртия — зона рискованного земледелия. И у нас появилось предложение — мы будем доить молоко, также мы можем выращивать травы и делать основную кормовую базу. А те регионы, которые выращивают зерно, пусть они его для нас выращивают. Мы контрактуемся по определённым объёмам, а Минсельхозы регионов становятся гарантами процесса. Но тут нам нужна помощь государства», — пояснил Игорь Стрелков.
Ольга Абрамова призналась «Сусанину», что является противником кооперации, но сторонником того, чтобы Удмуртия была самообеспечена всеми жизненно важными категориями продовольствия.
«Цифры, конечно, не самоцель. Но они важны. Конкретный пример: Удмуртия не производит продовольственное зерно. Наша потребность для мукомолов — около 200 тысяч тонн в год. Мы покупаем это зерно в ПФО, Сибири, в Центральной части России. Мы очень зависим от их готовности продать (или не продавать) продовольственное зерно, очень зависим от спекулятивных игр на этом рынке. В результате мы покупаем зерно, несём логистические расходы и вместо 12 рублей за кг в производство муки этот продукт заходит с себестоимостью 14-15 рублей», — пояснила вице-премьер.