Турцию ждет второй тур президентских выборов 28 мая
По итогам воскресного голосования Реджеп Эрдоган немного не дотянул до 50-процентной отметки. Новый тур назначен на 28 мая.
Второй тур президентских выборов для Реджепа Эрдогана станет первым. В том смысле, что обе предыдущие гонки — и в 2014 году, и в 2018 году после конституционной реформы — турецкий лидер выигрывал с наскока, сразу набирая абсолютное большинство голосов. В этот раз осуществить блицкриг не удалось. В воскресенье вечером во время публикации первых предварительных результатов Эрдоган говорил сторонникам, что уверен в победе в первом туре. К вечеру, по мере поступления данных с участков в крупных городах, где большинство поддержало республиканца Кемаля Кылычдароглу, отрыв президента сокращался, и сокращался, и сокращался — пока оппозиционер не приблизился к 45%, а сам Эрдоган не опустился ниже 50%. О перспективах гонки говорит журналист из Турции Абдуррахман Камбуроглу:
Абдуррахман Камбуроглу журналист из Турции «Опять будет очень сложная борьба, и кому удастся переманить избирателей, сторонников третьего кандидата, — они будут побеждать. Есть вероятность, что мнение избирателей со стороны власти может во втором туре перейти в сторону оппозиции потому, что есть определенное количество избирателей, которые не являются сторонниками той или иной партии. Они могут менять свое мнение, он тоже человек и может голосовать за Эрдогана, но в парламенте он может голосовать совсем за другого человека. Теперь, как мы видим, оппозиция сломала именно тот порог, то давление, которое оказывала на них власть и сам Эрдоган. Они показали, что тоже сильны и набрали большой рейтинг. И это может стать каким-то переломным моментом. Переманить проценты избирателей, которые кидаются с одной стороны к другой. Но может и обратное получиться. Они смогут сказать, что по-любому лидирует Эрдоган, что ж теперь делать, давайте во втором туре тоже оставим все как есть».
Избирательная карта выглядит вполне ожидаемо, но не без сюрпризов. Кылычдароглу поддержали крупные города, в том числе Стамбул и Анкара, густонаселенные и туристические регионы на западном и южном побережье, а также провинции с курдским населением на юго-востоке страны. Любопытно, что последствия землетрясения, похоже, стали для репутации Эрдогана не такими уж болезненными: Газиантеп и другие пострадавшие регионы проголосовали и за него, и за его Партию справедливости и развития. «Кингмейкером», то есть определяющей силой, второго тура надеется стать Синан Оган, кандидат от ататюркистского альянса ATA, набравший около 5% голосов. Собеседники РИА Новости утверждают, что при определенных условиях политик будет готов поддержать любого из кандидатов, то есть сейчас в Турции начнется активнейшая закулисная торговля. Своими впечатлениями о выборах делится бренд-директор экосистемы на рынке недвижимости Kalinka Надежда Грошева:
Надежда Грошева бренд-директор экосистемы на рынке недвижимости Kalinka «Я нахожусь в небольшом курортном городе Фетхие, он расположен на побережье между Средиземным и Эгейским морями. Это небольшой город, поэтому тут очень тихо и спокойно и незаметно, что в стране проходят выборы. Тем не менее, когда я разговаривала с местными жителями, они очень ждали выборов и в том числе смены экономического курса. В частных разговорах они говорят, что ждут, что Эрдоган покинет свой пост, потому что в том числе в Турции сумасшедшая инфляция — 80-100% в год. Очень сложно купить машину, потому что высокие пошлины, машина стоит в два раза дороже, чем в России. Были разговоры о том, что могут быть волнения, пока мы видим, что все очень тихо, спокойно, но уже заметны экономические последствия, фондовый рынок упал, инвесторы реагируют. К слову, многие ожидали, что после выборов курс лиры упадет, потому что ходили разговоры, что курс сдерживается, как и цены сдерживаются до выборов, чтобы создать ощущение стабильности».
Рынки отреагировали на результаты выборов заметным падением. Бенчмарк BIST-100 в моменте падал почти на 7%, лира несколько слабеет к доллару. Причины пессимизма могут быть разные. По мнению Bloomberg, инвесторы надеялись на победу Кылычдароглу, которую прочили ему часть социологов, и разочарованы заметным преимуществом Эрдогана. С другой стороны, больше всего рынкам нравится определенность, а первый в истории президентской Турции второй тур выборов продлевает период неопределенности. Что касается состава парламента, за членов которого турки также голосовали в минувшие выходные, — правящему альянсу удалось гарантировать себе 322 из 600 кресел, то есть вполне уверенное большинство.