Запрещено все, что не разрешено: чего ждать от нового пакета антироссийских санкций
Глава МИД Польши Збигнев Рау на днях признал, что новый пакет санкций ЕС все еще обсуждается, и его принятие маловероятно раньше, чем «в районе середины мая». Возможно, это как раз и связано с обсуждением реализуемости полного эмбарго на экспорт в РФ. Согласно появившейся в агентстве Bloomberg информации, задумка акционеров состоит в том, чтобы запретить скопом весь экспорт в Россию, выдавая затем спецразрешения на поставки отдельных видов товаров. Например, продовольствия и медикаментов. Это будет означать переход от концепции «разрешено все, что не запрещено» к концепции «запрещено все, что не разрешено». Между тем для того, чтобы Евросоюз присоединился к таким санкциям, необходим консенсус всех его членов. На текущий момент это вряд ли осуществимо. Поэтому со стороны Брюсселя уже прозвучали заявление о том, что полный запрет экспорта в Россию вряд ли возможен. Аналогичную позицию высказал и Токио.
Даже по содержанию 11-го пакета евросанкций пока нет единства. Польша и страны Балтии выступили с инициативой подвергнуть санкциям всю атомную промышленность России, включая корпорацию «Росатом», запретить импорт трубопроводной нефти из России (пока еще сохраняется экспорт из РФ по нефтепроводу «Дружба»), а также наложить эмбарго на российские алмазы и весь российский СПГ. Однако против санкций, например, в отношении Росатома уже категорически выступила Венгрия, АЭС которой работают на российских технологиях и топливе, также там строится еще два новых реактора.
С февраля 2022 года по текущий момент, учитывая 10 пакетов уже принятых санкций ЕС, под ограничения попал экспорт из ЕС в РФ на 43,9 млрд евро (в годовом исчислении), что составляет 49 процентов его прежних объемов. По импорту из России эмбарго достигло 91,2 млрд (это 58 процентов прежних объемов). По состоянию на конец прошлого года в нашу страну по-прежнему поставлялись товары на 66 млрд долларов в годовом исчислении из ЕС, США, Канады и Японии. Часть потерь от санкций против экспорта в Россию удалось компенсировать за счет параллельного импорта. По данным Европейского банка реконструкции и развития, в 2022 году через, например, Армению, Казахстан и Киргизию реэкспорт в Россию товаров, подпадающих под санкции, увеличился на 30 процентов. По отдельным позициям — от 15 до 90 процентов и даже выше.
Сейчас Запад делает акцент на то, чтобы заставить страны — партнеры России соблюдать санкционный режим. Наибольшее давление оказывается на малые страны типа Армении и Грузии, а также Казахстан, Узбекистан и Киргизию. И вряд ли они смогут этому давлению в полной мере противостоять. Видимо, пойдут на «закручивание гаек» в части российского параллельного импорта. Что касается других «санкционных саботажников» типа Бразилии, Турции, Китая и Индии, то на них давить значительно сложнее, и они вряд ли полностью откажутся от торговли с Россией.
Поэтому полное экспортное эмбарго по аналогии с тем, как это было сделано решением ООН в отношении Ирака в 1995–2003 годах, вряд ли возможно. Тогда, как известно, была принята программа «Нефть в обмен на продовольствие». Однако, вопервых, речь шла об экономике и стране совершенно другого масштаба, чем РФ. Во-вторых, иракское правительство после поражения в войне за Кувейт само согласилось на эту схему. В-третьих, она была одобрена ООН, а нынешние санкции носят односторонний характер и наложены хотя и большой, но лишь группой стран. Сегодня невозможно создание «всемирного органа» по антироссийским санкциям.