Войти в почту

Почему Польша настаивает на запрете трубопроводного экспорта нефти из России

Польша продолжает настаивать на запрете трубопроводного экспорта нефти в ЕС из России, несмотря на то, что никакого экономического смысла в этом уже нет. Предложение полностью перекрыть северную ветку нефтепровода "Дружба" Варшава хочет включить в новый пакет санкций.

Почему Польша настаивает на запрете трубопроводного экспорта нефти из России
© Российская Газета

Эта ветка "Дружбы" идет в Германию и Польшу. Обе страны уже прекратили импорт российской нефти по трубопроводу, поэтому инициатива выглядит весьма странно. Но Польша здесь преследует исключительно свои экономические интересы, а также пытается разорвать последние связи Европы с Россией.

Германия сейчас получает по "Дружбе" нефть из Казахстана транзитом через Россию. Пока объемы незначительны, около 24 тыс. баррелей в сутки, но в планах было увеличить поставки до 120 тыс. баррелей в сутки, что почти соответствует потребностям одного из крупнейших в Германии нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Шведте. Предприятие контролировала "Роснефть" (54,17% акций), но в сентябре 2022 года правительство Германии распорядилось передать ее активы в управление государственному Федеральному сетевому агентству (немецкий регулятор).

Польша сумела сильно снизить зависимость от нефти из России, но в Германии на поставки из нашей страны в 2021 году пришлось 21% немецкого импорта

Отказ от использования северной ветки "Дружба" принесет вред прежде всего Германии, заинтересованной в поставках нефти, затем Казахстану как поставщику и уже затем в определенной степени России, занимающейся только транзитом, считает профессор Финансового университета при Правительстве РФ Юрий Шедько. По его мнению, настаивая на запрете, Польша лоббирует свои интересы, связанные с портом Гданьск, в ущерб интересам других стран ЕС, особенно Германии.

Проясним. Гданьск крупный нефтяной порт, через него проходят большие объемы сырья. Именно за счет них Польша смогла снизить уже к 2021 году зависимость от поставок из России до 10%, хотя раньше почти 50% импортируемой нефти шло из нашей страны. В интересах Варшавы максимально увеличить грузопоток, а резервы есть. Более того, для прокачки нефти из Гданьска можно использовать существующую инфраструктуру, то есть части нефтепровода "Дружба". То, что при этом немецкий НПЗ останется без нефти, мало кого волнует. К тому же завод в Шведте прямой конкурент польских НПЗ, которые принадлежат компании Orlen. Но это то, что касается не совсем чистоплотной сиюминутной конкуренции. Есть и более долгосрочный политический момент.

"Дружба" не взорвана, как газопроводы "Северные потоки", и возобновить поставки можно в любой момент. В максимальной нагрузке по северной ветке нефтепровода можно прокачивать до 49,8 млн тонн нефти в год. Политическая конъюнктура в мире меняется очень быстро. Как отмечает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, шанс на перезапуск поставок по этой ветке "Дружбы", несомненно, есть.

В случае возобновления экспорта экономически выиграет Германия и пострадает Польша, уже переориентировавшая свой нефтяной импорт. А Польша и Германия давние "заклятые соседи", к тому же Варшава всегда противилась экономическому сближению Берлина и Москвы. На долю поставок по "Дружбе" в 2021 году приходилось 70% российских поставок в ФРГ и 21% от общего импорта нефти в страну.

Если запретить поставки сейчас, то это создаст массу юридических препон для их возобновления. Кроме того, не факт, что нефтепровод к тому моменту окажется в рабочем состоянии. Есть пример прибалтийской ветки "Дружбы", которая была закрыта в 2006 году. Часть ее используется, а часть оказалась просто разобрана или разрушилась.

Прекращение прокачки с технической стороны не является критичным при проведении соответствующих регламентных процедур и наличия опыта такого вида работ, поясняет Шедько. Такие работы проводились в последние годы в России, Беларуси, Латвии. При правильно проведенной консервации трубопровод в будущем можно эксплуатировать достаточно эффективно. Способны ли будут осуществлять эти работы в Польше, является вопросом, уточняет эксперт.