Войти в почту

Эксперт: Страховка от клещевого энцефалита лидирует в сегменте добровольного медстрахования

Доля граждан, оформляющих добровольную медицинскую страховку, в последние годы пусть не так быстро, но растет. Наиболее популярно страхование от клещевого энцефалита, следом идет приобретение страховых полисов мигрантами, на третьем месте - страхование от критических заболеваний, требующих высокозатратного лечения. Об этом "Российской газете" рассказал глава совета директоров медтехкомпании "Доктор рядом" Максим Чернин.

Эксперт: Страховка от клещевого энцефалита лидирует в сегменте добровольного медстрахования
© Российская Газета

"Количество продаж полисов по страхованию от клещевого энцефалита ежегодно исчисляется миллионами. Наиболее востребована эта страховка в эндемичных районах по клещевому энцефалиту. А это огромная территория в нашей стране - от Урала до Дальнего Востока, - пояснил Максим Чернин. - На втором месте по объемам находится ДМС для мигрантов, хотя этот продукт имеет вмененный характер. И на третьем - страхование от критических заболеваний. Такие полисы предусматривают финансовое и организационное покрытие при диагностировании опасных заболеваний, требующих дорогостоящего лечения и реабилитации. Среди них онкология, инфаркты, инсульты и прочее".

Раньше стабильно высокий спрос сохранялся на страхование выезжающих за рубеж - без наличия такой страховки невозможно было оформить визу. Сейчас, в силу сначала ковидных ограничений, а теперь геополитических изменений, спрос на эти страховки заметно снизился, отметил эксперт.

В целом, по его словам, сегмент добровольного медицинского страхования переживает не самый простой период.

"Это вызвано, с одной стороны, уходом ряда иностранных компаний с рынка, в соцпакеты которых традиционно входил ДМС (более 85% рынка формируют именно сборы от корпоративных клиентов), а также оптимизацией расходов на страхование другими компаниями. Экспертно снижение объемов по этим причинам оценивается на уровне 5% - заметно, но не критично. К тому же, по факту далеко не все иностранные компании ушли с рынка. Многие остались работать, сменив владельцев или названия, и сохранили соцпакет для сотрудников. За прошедшее десятилетие ДМС стало определенным стандартом для работодателей и отказ от него воспринимается трудовым коллективом достаточно негативно", - отметил Чернин.

Второй ключевой вызов - рост убыточности из-за удорожания медицинских услуг.

"Заметно растет медицинская инфляция. В 2022 году услуги клиник подорожали примерно на 10-15%. Одновременно повысилась частота обращений по полисам ДМС. Опасаясь, что работодатель может не продлить страховку, люди решили воспользоваться медицинскими услугами, которые раньше откладывали. Этот тренд особо стал заметен в марте-апреле прошлого года и наблюдается вплоть до текущего момента", - говорит Максим Чернин.

Если говорить о востребованности видов медицинской помощи, то в прошлом году на второе место после консультаций терапевтов взлетела помощь психологов, хотя годом ранее (несмотря на эпидемию) психологи не входили даже в ТОП-5 самых востребованных медицинских специальностей по запросам пациентов.

"Рост спроса на психологические услуги также означает, что вскоре мы можем столкнуться с повышением числа обращений и к врачам разных специальностей", - заключил Чернин.

Страховые компании, с одной стороны, вынуждены поднимать цены на медицинские программы, стремясь компенсировать рост убыточности. Но с другой, стараются применять гибкий подход - например, предлагают новые форматы продуктов - с усеченным набором рисков или с франшизой, когда человек при обращении за медицинской помощью доплачивает часть суммы сам.

"Франшиза - достаточно эффективный инструмент. Если пациент по каждому приему оплачивает даже 10-15% из своего кармана, то его отношение к услугам, назначениям врача становится гораздо более ответственным и критичным", - отмечает эксперт.

Доля программ ДМС с франшизой на рынке постоянно растет.