Экономист оценил, какие риски несут санкции ЕС против российского Фонда национального благосостояния

По мнению доцента кафедры политической экономии экономического факультета МГУ Максима Чиркова, решение Еврокомиссии по подготовке десятого санкционного пакета против России является «достаточно странным».

Ранее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что в ближайшие дни ЕК предложит новый, десятый по счету пакет рестрикций против Москвы, подразумевающий торговые ограничения на 11 миллиардов евро. Вместе с тем, как стало известно агентству Bloomberg, Евросоюз рассматривает возможность введения санкций в отношении Альфа-банка, Росбанка, банка «Тинькофф», а также Фонда национального благосостояния (ФНБ).

В свою очередь Максим Чирков отмечает, что предлагаемые Еврокомиссией рестрикции мало что добавят к уже действующим ограничениям: «Та часть Фонда национального благосостояния, которая номинирована в валюте, входит в золотовалютные резервы, а, значит, нынешний пакет является повторением мер, предпринятых раньше. А та, которая номинирована в рублях – расположена в российских банках и российских ценных бумагах, а, значит, заморозить их невозможно.

При этом собеседник «Свободной прессы» напоминает, что Фонд национального благосостояния является частью механизма пенсионного обеспечения россиян: «Что является целью рестрикций? Если задумка, условно говоря, лишить наших пенсионеров денег – это очень странная цель. Хотя, стоит признать, все западные санкции имеют странные цели».

В качестве примера, экономист указывает на решение заморозить частные инвестиции наших сограждан на Западе: «На мой взгляд, это очень противоречивый инструмент. Вкладывать свои средства на западе могли себе позволить люди, примущественно, прозападного толка. А потому получается - Запад замораживает средства наиболее лояльной к нему части российской аудитории, что совершенно нелогично. Впрочем, мы видим, что эмоции и геополитика сейчас берут верх над разумом, потому-то Еврокомиссия и идет на нелогичные и нерациональные действия».

Более того, по мнению доцента кафедры политической экономии экономического факультета МГУ, Западу будет не просто вычленить средства ФНБ.

«Мы уже слышали информацию, поступающую из Европы, что там не могут однозначно идентифицировать российские ценные бумаги в организациях, ведущих реестры. Нельзя разделить – это частные деньги, или часть Фонда национальной безопасности, или часть золотовалютных резервов. Поэтому я уверен, что “десятый пакет” является действием ради действия - никаких серьезных последствий для нас это иметь не будет», - подчеркивает Максим Чирков.