Одно из важнейших государств Латинской Америки (третье по площади, четвертое по населению и шестое по ВВП) — Перу — переживает худший период нестабильности за несколько десятилетий.
За последние шесть лет в Перу сменился уже шестой президент, причем все принадлежали к разным партиям или были независимыми политиками. Предыдущий глава государства начал за здравие — как популярный глава профсоюза учителей «из низов», а уже через полтора года закончил за упокой, попытавшись расформировать парламент на фоне обвинений в коррупции. Шалость не удалась, и в середине декабря Педро Кастильо оказался в тюрьме, а исполнительную власть возглавила вице-президент Дина Болуарте, чей политический капитал до недавнего времени состоял из двух проигранных выборов: на пост мэра одного из районов Лимы и на пост члена парламента. О хаосе по-перуански рассказывает политолог Глеб Кузнецов:
Глеб Кузнецов политолог «Педро Кастильо не был идеальным президентом далеко. Он был школьный учитель, который в очень бедной провинции Перу учил индейцев и громко выступал против действующей власти. Это позволило ему наработать политический капитал, стать президентом. Два года он побыл президентом, во-первых, его собственная семья погрязла в коррупции, свойственной Латинской Америке. А во-вторых, как казалось традиционным перуанским элитам, Педро Кастильо настолько себя дискредитировал, что все нормально съедят возвращение власти в руки тех людей, которые привыкли Перу управлять. То есть людей с опытом, с хорошей биографией, с хорошим образованием и так далее и тому подобное. И да, рейтинг Педро Кастильо в момент его ухода был не сильно высоким, но выяснилось, что вот эти старые перуанские элиты ненавидимы людьми больше, чем Педро Кастильо. И в этом отношении совершенно непонятно, кто может прийти к власти в ситуации всеобщих выборов, в которых не примет участие ни Педро Кастильо, ни какие-то прямые наследники Фухимори, потому что их ненавидят там хуже Гитлера, если говорить про широкие круги народного населения».
Кастильо стал президентом во многом благодаря протестному голосованию. В первом туре ни один из кандидатов не набрал и 20% голосов, после чего бывший учитель оказался на бюллетенях рядом с Кейко Фухимори, дочерью печально известного Альберто Фухимори. За время его правления в 1990-х годах страна совершила экономический скачок, но параллельно президент «закручивал» все возможные «гайки» и жестко подавлял чуть ли не любое инакомыслие, в особенности с левой стороны политического спектра. В итоге Кастильо выиграл у наследницы Фухимори с перевесом в 0,26%. Теперь же, после попытки переворота и импичмента, в стране не утихают протесты.
Как пишет Vox, сторонники экс-президента поджигают здания, блокируют дороги и закрывают аэропорты, шахты и даже туристические объекты. На пике их противостояния с полицией, во время которого погибли десятки человек, несколько сотен туристов застряли на Мачу-Пикчу из-за повреждения железной дороги. Как Перу оказалась в такой ситуации? Рассуждает главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, профессор факультета глобальных исследований МГУ Збигнев Ивановский:
Збигнев Ивановский главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, профессор факультета глобальных исследований МГУ «Перу, во-первых, очень сильно пострадала от ковида — с учетом количества населения, очень много было жертв. Во-вторых, в Перу очень большой неформальный сектор. Даже если какие-то были пособия, что-то государство пыталось делать, то мелкие торговцы, которые нигде не зарегистрированы, на них эта помощь не распространялась, бедность усилилась, особенно за счет этих слоев. Потом Перу очень коррумпированная страна. Уже в принципе обвинения были выдвинуты против четырех бывших президентов, один из них [умер] во время ареста. То есть очень страна такая в хаосе. Хотя макроэкономические показатели если посмотреть, то, в общем, не самые плохие в Перу».
Как пишет CNN, жители Перу «разлюбили демократию». Телеканал приводит данные опроса, согласно которому еще в 2021 году лишь 21% перуанцев были довольны формой правления в стране.