РЖД планируют пустить контейнерные поезда через Нижнеленинское – Тунцзян
Контейнеропоток на Восточном полигоне в адрес портов на Дальнем Востоке увеличился в январе (по итогам 24 дней месяца) на 80,9%, сообщил замгендиректора ОАО «РЖД» Алексей Шило. Свой вклад вносят и три дополнительных контейнерных поезда, назначенных в прошлом году в этом направлении и сохраненных на весь 2023-й, отметил он. Г-н Шило также обратил внимание на более низкую базу для сравнения – в январе 2022 года российская логистика еще не перестраивалась на восток.
По китайским пунктам пропуска спрос в разы превышает те параметры, которые согласованы китайской стороной, подчеркивает он. На лесные грузы – пиломатериалы, фанеру, шпон и т. д. – сейчас приходится 70% перевозок грузов в контейнерах на Восточном полигоне. По словам А. Шило, на февраль намечено совещание с Китайскими железными дорогами, и ОАО «РЖД» будет просить о росте числа контейнерных поездов через Забайкальск до десяти в сутки. Также обсуждается возможность загрузки погранперехода Нижнеленинское – Тунцзян (находится в Еврейской автономной области), изначально создававшегося под перевозку только угля и руды, контейнерами и лесными грузами.
Участники рынка подтверждают тренд на рост отправок, хотя по-разному оценивают его темпы. В компании «Евросиб СПб – транспортные системы» говорят, что отправки увеличились на 15–20%.
«В период перед китайским Новым годом, примерно за полтора месяца, традиционно наблюдается всплеск грузопотока в Китай. В сам китайский Новый год происходит существенное замедление грузопотоков. Поэтому приведенная динамика закономерна», – говорит директор по стратегии и развитию FESCO Максим Шишков.
При этом участники рынка видят разные способы приведения реального контейнеропотока в соответствие со спросом. «Одним из инструментов может стать увеличение веса контейнерного поезда через увеличение количества вагонов, контроль заполняемости. Очевидные инфраструктурные решения – с увеличением мощностей, выбором участков – весьма долгосрочная тема, которой нужно заниматься серьезно. Стоимость непринятия решений в прошлые годы весьма высока, что сейчас и ощущается», – полагают в «Евросибе».
Ключевая задача – увеличить количество согласуемых заявок на отправку платформ в направлении Дальнего Востока, считают в «ТрансКонтейнере» (входит в ГК «Дело»). «Необходимо развивать новые маршруты, например погранпереход Нижнеленинское с потенциальной пропускной способностью в одну-две пары контейнерных поездов в сутки. Регулярные контейнерные перевозки через этот пункт пропуска позволят разгрузить Забайкальск», – говорят там.
Важно наращивать груженый экспорт из России через стыки Казахстана с Китаем взамен порожних перевозок: грузовая база по экспорту в Казахстан и транзиту в КНР есть, требуется согласование дополнительно полутора груженых контейнерных поездов в сутки на вагонах «ТрансКонтейнера» с февраля 2023 года со снижением отправок порожняка. Последние две меры, говорят в компании, создают резервы для пропуска более 100 контейнерных поездов в месяц.
Напомним, что ранее по новому российско-китайскому железнодорожному мосту через Амур прошел пробный поезд. 15 ноября российский локомотив совершил тестовый прогон в Китай через железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское – Тунцзян.