Япония ограничит экспорт вакцин и медоборудования в Россию

Обновлено в 12:50

Япония ограничит экспорт вакцин и медоборудования в Россию
© BFM.RU

Япония запретит экспорт в Россию вакцин и медицинского оборудования. Так сказано в документе, опубликованном японским министерством экономики и торговли. Оно сообщило о новом пакете санкций, который вступит в силу 3 февраля.

До сих пор медоборудование и препараты не попадали ни под какие антироссийские санкции. США освободили от санкций даже банковские расчеты за лекарства. Этим летом и Евросоюз обсуждал возможность разморозки части активов российских банков, в том числе для расчетов за медикаменты.

Возможно, что в данном случае речь идет о медицинских изделиях военного назначения, как пишет ТАСС. Потому что цель нового пакета санкций, как заявлено, «ограничение военного потенциала России».

В новом перечне более 80 наименований, включая роботов, оборудование для атомных объектов, различные химические вещества, в том числе слезоточивый газ и порошок для снятия отпечатков пальцев.

В сообщении о введении Японией дополнительных санкций против России говорится, что целью запрета является недопущение увеличения военного потенциала России, а при принятии мер правительство страны руководствовалось ограничениями, уже введенными другими странами.

Товары, запрещенные к экспорту, в японском правительстве разделили на несколько категорий. В первую попали ядерные материалы, установки и устройства, водометные системы, дубинки, удерживающее оборудование, оборудование для разведки нефти и природного газа и кольцевые магниты.

Во второй оказались материалы, химикаты, микроорганизмы и токсичные вещества. В том числе слезоточивый газ, дактилоскопический порошок, дозиметры, электролитические элементы, охлаждающее оборудование и оборудование для производства композитных материалов. В этой же категории оказались вакцины, медицинские изделия, диагностические и тестовые наборы. Какие именно, не уточняется. Но есть отдельная категория, куда вошли вещества, используемые в качестве сырья для химических препаратов военного назначения.

Кроме того, к ввозу запретят товары, связанные с обработкой материалов. В том числе взрывчатые вещества, рентгеновское досмотровое оборудование, подшипники, переносные генераторы, роботы, лазерные сварочные аппараты, крупногабаритные буровые станки, оборудование для гальваники и другое.

О том, какие риски могут возникнуть для российской медицинской отрасли, говорит профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш:

Дмитрий Кулиш профессор Сколковского института науки и технологий «В фармацевтике, в тонкой фармацевтической химии у Японии нет никаких глобальных конкурентных преимуществ перед Индией, Китаем, Сингапуром. Нет риска по базовым лекарствам, по сложным нишевым химикатам. Десять лет назад я работал в Пермской химической компании и поставлял в Японию довольно сложные электродные газы. Уверяю вас, химия российская была сильнее химии японской, японцы относились к нам как к великим химикам, поэтому никаких проблем с тонкой химией не будет. Япония делает лучшие в мире спектрофотометры. Спектрофотометры — это очень важные приборы, которые используются везде по списку: в оборудовании для разведки нефти, для обработки радиоактивных материалов, в медицинских устройствах. Тут у нас будет проблема, но люди, работающие сегодня со спектрофотометрами, мне уже сказали, что они легко заменяются китайскими, нужно полгода приноровиться, и все заработает. С роботами то же самое. В «Сколтехе» сегодня используется много японских роботов. Я только что позвонил своим знакомым, спросил, сколько времени надо, чтобы заменить их на свою сборку и на китайские, они сказали, наверное, год».

О том, как новый пакет санкций может сказаться на российской военной промышленности, рассуждает военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:

Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Пакет мер, которые принимает Япония, может достаточно серьезно сказаться на небольших, но очень важных отраслях, допустим, машиностроительное производство для «Росатома», для высокоточных систем, например систем управления, наведения, в том числе ракет. Вполне может быть, что коснется это медицины, биологической промышленности, в том числе выработки различных вакцин, защитных препаратов и так далее. Я могу строить только гипотезы, но, если проанализировать весь список, боюсь, что можно обнаружить серьезные проблемы. Конечно же, мы с ними будем справляться, у нас уже отработана определенная механика ухода из-под санкций, тем не менее надо будет тратить на это время, силы, надо будет этим заниматься, причем заранее. Сейчас в наличии все есть, а через месяц-два кончится. Если у нас учет и контроль не настроен, мы можем столкнуться с очень серьезными проблемами, потому что речь идет о производстве компонентов для производства компонентов и так далее, то есть производственная цепочка в ВПК очень длинная, и можно неожиданно через какое-то время где-то споткнуться».

О том, почему дополнительные санкции Япония вводит именно сейчас, рассуждает корреспондент ТАСС в Токио Алексей Заврачаев:

Алексей Заврачаев корреспондент ТАСС в Токио «Если говорить о тайминге введения санкций, можно сделать акцент на том, что Япония с этого года председательствует в «Группе семи». Одним из посылов, которые озвучили представители японского руководства, включая премьер-министра Фумио Кисиду, было то, что Япония продолжит со своими международными партнерами, в первую очередь с «Группой семи», продолжать оказывать поддержку Украине и вводить санкции в отношении России. Возможно, это связано с этим. Если бы речь шла обо всех медицинских изделиях или всех вакцинах, то с гуманитарной точки зрения это было бы серьезно. Поскольку речь идет о военном назначении, мне кажется, все-таки достаточно узкая часть конкретно этих веществ, о которых идет речь, причем они не четко конкретизированы. Какие-то крупные вещи уже до этого были введены, предметы роскоши и так далее, дорогие автомобили — все это гораздо более существенные статьи экспорта».

Также под экспортные ограничения Японии попадут 49 компаний. Вводятся и персональные санкции в отношении 36 физических лиц.

Накануне новые персональные санкции ввел и Минфин США. В так называемый SDN-лист попали глава Минпромторга Денис Мантуров, глава Татарстана Рустам Минниханов и другие лица. Минфин США признал ЧВК «Вагнер» транснациональной криминальной организацией. Кроме того, в санкционный список добавили еще несколько структур холдинга «Интеррос» Владимира Потанина. В этот раз это «Интеррос инвест», «Кэпитал» и две отдельные кипрские структуры

Ранее замгоссекретаря США Виктория Нуланд заявляла, что в США готовы рассмотреть возможность смягчения антироссийских санкций в случае вывода Москвой войск с территории Украины.