Wildberries борется с накрутчиками
Многие продавцы в последнее время столкнулись с блокировкой их аккаунтов на Wildberries. Причина — многие из них выкупали продукцию сами у себя для того, чтобы повысить свой рейтинг. Но некоторые из них жалуются на то, что их выкинули с маркетплейса без оснований. В конце прошлого года Wildberries внес в оферту пункт, прямо запрещающий продавцам самовыкуп товара.
Алгоритмы торговых площадок составлены так, что покупателям в первую очередь предлагаются товары, пользующиеся популярностью. Поэтому некоторые продавцы с целью повысить себе и своим товарам рейтинг занимаются тем, что выкупают продукцию сами у себя. Некоторые даже вовлекают в эти схемы, которые хоть и не являются противозаконными, но все же очевидно нечестными, конкретных продавцов конкретных точек выдачи. Ну а маркетплейсы с этим по понятным причинам стараются бороться. Говорит совладелец швейной фабрики и действующий продавец на маркетплейсах в категории «Женская одежда» Алексей Оводов:
Алексей Оводов совладелец швейной фабрики, действующий продавец на маркетплейсах «Самовыкупы, так они называются в народе, используют в первую очередь новички на маркетплейсах, те, кто только выводит свои товары. Те, кто поопытнее, они, конечно же, используют для продвижения внутреннюю/внешнюю рекламу и участвуют в акциях маркетплейсов. Конечно же, для клиентов это плохо тем, что при заказах покупатели, как правило, очень сильно ориентируются на отзывы и выдачу — насколько различные товары чаще кому-либо из покупателей показываются. Именно как раз на ранжирование товара влияет много факторов, начиная от объема заказов за последние 30 дней, процентов выкупа, скорости доставки до покупателя, правильность заполнения сейлером характеристик карточек товара, описаний и так далее. Вот как раз на старте отзывы действительно могут быть накручены».
«Самовыкупы» и борьба с ними не являются чем-то присущим именно Wildberries. От них страдают практически все компании онлайн-торговли, начиная с такого гиганта, как Amazon. Но очень расплывчатые формулировки договора с поставщиками приводят к тому, что некоторые добросовестные продавцы также попадают под раздачу. Рассказывает основатель юридической компании «Ассистент плюс» Смбат Алиханян:
Смбат Алиханян основатель юридической компании «Ассистент плюс» «У нас есть обширный опыт и практика в этой части. Недавно, с декабря месяца, сейлеры на Wildberries начали сталкиваться с проблемой блокировки аккаунтов. Wildberries обвиняет сейлеров в самовыкупах, когда сам сейлер какими-то способами выкупает свой товар и тем самым создает себе положительную репутацию. Wildberries реализует те права, которые у них есть по договору. С другой стороны, они никаким образом не доказывают то, что сейлер делал самовыкуп. Поэтому я бы рекомендовал всем документировать эти факты, факты незаконной блокировки, потребовать доказательства, которые, вероятнее всего, не будут представлены маркетплейсом, а дальше идти в суд обжаловать такие решения о блокировке аккаунта».
Несмотря на то что, как и любой допинг, искусственная накрутка может принести быструю выгоду продавцу, по мнению большинства специалистов, в долгосрочном плане такая стратегия явно для них ошибочна, так как со временем затраты на подобное продвижение становятся слишком большим, в то время как настоящая обратная связь с реальными покупателями фактически отсутствует. То есть, как это бы банально ни звучало, можно посоветовать покупателям более критически подходить к выбору товаров. А продавцам напомнить слова президента Колумбийского университета и друга президента Теодора Рузвельта Николаса Мюррея Батлера о том, что успешным бывает лишь бизнес, нацеленный на удовлетворение еще чьих-то потребностей, а не только своих!