Ряд импортных шампуней и дезодорантов попал под повышенные российские пошлины
Импортерам за ввоз в Россию товаров личной гигиены из шести недружественных стран придется платить плюс 35% от таможенной стоимости. В списке оказались шампуни, зубная паста, средства для волос, дезодоранты, благовония, средства для бритья, моющие и чистящие средства из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Польши. Соответствующее постановление подписал глава правительства Михаил Мишустин.
Повышение ставок для товаров личной гигиены обосновали как зеркальную меру в отношении стран, которые ввели заградительные пошлины для российских косметических компаний. При этом эти страны продолжают поставлять аналогичную продукцию на российский рынок на прежних условиях.
Интересно, что в перечень ответных мер попали далеко не все недружественные страны — только пять англоязычных и Польша. Но зато сам перечень товаров, ввоз которых в Россию подорожает, выглядит чувствительно: зубная паста, пена для бритья, дезодоранты, шампуни и другие средства для волос. Вместе с товарами для ванны в списке оказались средства для мытья посуды и другая бытовая химия.
Инициатором пошлин стал Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии. Это союз трех российских косметических компаний — «Диарси» с флагманским брендом зубной пасты R.O.C.S., «Арнест», которая среди прочих товаров выпускает известный с 90-х лак для волос «Прелесть», и компания Faberlic.
Предполагается, что повышение импортных пошлин простимулирует развитие этих компаний и их конкурентов на внутреннем рынке. Но потребители изменения цен практически не заметят, уверяет исполнительный директор ассоциации товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» Андрей Самойлов.
Андрей Самойлов исполнительный директор ассоциации товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» «Из этих стран масс-маркет-бренды, тем более через импорт, практически в Россию не приходят. Эта пошлина не затрагивает, во-первых, основные страны-импортеры — например, туда не входит Франция. И, второе, она не затрагивает какие-то большие группы товаров, поэтому я думаю, что большинства людей эти меры даже не коснутся. Кроме того, ряд самых известных иностранных компаний локализованы у нас в стране, то есть у них заводы находятся здесь, в России, и поэтому их эта мера тоже не коснется. Логика этой меры еще исходит из того, что у российских компаний есть все возможности, чтобы потребителей обеспечить тем же самым товаром часто по более низкой цене, часто еще и с лучшим качеством. Понятно, что на ряде товаров это отразится, но это не основные товары — цены поменяются на 8-12% от импортных товаров. Это товары, как правило, в дорогом сегменте, а не в сегменте масс-маркет».
Среди этой продукции немассового сегмента, например, американский бренд Matrix — профессиональная косметика для волос, включая средства для окрашивания. Ее активно используют в работе салоны красоты. Они основные заказчики и для них это серьезный удар, говорит бьюти-омбудсмен, вице-президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, сооснователь сети салонов «Пальчики» Нина Литвинова:
Нина Литвинова бьюти-омбудсмен, вице-президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, сооснователь сети салонов «Пальчики» «В основном самый качественный продукт, на котором работает сейчас индустрия красоты, это западный продукт. Поэтому это решение очень сильно на нас отразится, я боюсь, что предприниматели индустрии будут вынуждены повышать цены, потому что и так нагрузка сейчас огромная на предпринимателей, и такие пошлины только усилят это давление на бизнес. Пока качественных российских альтернатив не существует. По чуть-чуть развивается индустрия, появляются игроки, мне очень нравится, как развивается бренд «Монэ», который сделал свою собственную линейку, свой бренд активно развивает и продвигает. Я знаю, что уже достаточно большое количество салонов переходит и пользуется косметикой этого бренда, но это единицы. Большая часть, особенно региональных салонов красоты, работает на импортных марках: Германия, Америка, Франция — три основные страны. И так достаточно сложно стало, потому что большие бренды уходили с рынка в связи с ситуацией, многие салоны красоты искали какие-то альтернативы, решения. Существует бренд «Эстель», который тоже помог очень многим предпринимателям перейти на их красители, при этом все равно, особенно подчеркну, в регионах это критичная ситуация».
Сбор пошлин по новым ставкам будет взиматься до конца 2023 года.
Но среди брендов, которые попадают под пошлины, есть вполне себе массовые марки. Например, у линейки Old Spice (мужские дезодоранты и средства для бритья) страна-изготовитель — США. Но есть производство и во Франции. Соответственно, французский товар будет ввозится по прежним правилам, американский — по новым.
Инициаторы кампании по повышению пошлин признались, что у этой меры есть и другая косвенная цель — она призвана подстегнуть бренды, которые оставили свое производство в России, вернуться обратно, потому что так выгоднее. Только эта перспектива выглядит очень отдаленной. А цены, пусть и на часть популярных товаров, повысятся уже в следующем году.