Минфин РФ предложил постепенно повысить акцизы на никотиносодержащие жидкости и стики
Минфин России предлагает постепенно довести ставки акцизов на никотиносодержащие жидкости и стики до уровня акцизов на сигареты. Об этом заявил замминистра финансов Алексей Сазанов. «Сейчас наше предложение обсуждается в правительстве», — добавил Сазанов.
Инициативу финансового ведомства комментирует заместитель председателя комитета Государственной думы по охране Алексей Куринный:
— Стратегия Минфина направлена на ограничение доступности никотиносодержащей продукции. То же самое касается алкоголя. Другое дело, что все это должно делаться плавно, по стратегии было понятно, что, почему, как, потому что через десять лет мы должны прийти к уровню нулевой терпимости никотина, во всяком случае по расчетам и Минздрава, и Минфина. Доля курящих и потребляющих никотиносодержащую продукцию должна снизиться с нынешних 30% до 4-5%, это позволит значительно улучшить демографические показатели и показатели здоровья населения. Но нужно постараться это сделать очень аккуратно, сопровождая это все информационной кампанией.
— Сколько составят акцизы?
— Там есть разные механизмы, несколько расчетов, но я так понимаю, что пока речь идет о 20-процентном повышении предварительно.
— К каким последствиям приведет доведение акциза до сигаретного уровня, на ваш взгляд?
— По задумке тех, кто это делает, должно привести к снижению количества курящих, к снижению доступности этих сигарет. Но по факту Минфин, я думаю, ставит несколько другую цель — цель повышения доходов бюджета.
Госдума в сентябре приняла в первом чтении законопроект о введении комбинированной ставки акциза на одноразовые электронные сигареты (вейпы) на 2023 год. Документ устанавливает ее в 64 рубля за девайс плюс 18 рублей за миллилитр. Минфин в ноябре предложил установить ставку акциза на жидкости для вейпов выше — на уровне 33 рублей за миллилитр, но отказаться при этом от налога на само устройство. С новым повышением акцизов российский рынок еще сильнее уйдет в тень, прогнозирует президент ассоциации «Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем» Лев Григорьев:
— Рынок электронных систем доставки никотина по оценке экспертной более 90% находится в нелегальной зоне, то есть акцизы не платятся. Объем акцизов по итогам 2021 года должен был бы составить где-то от 30 млрд до 40 млрд рублей, фактическое поступление акцизов составило около 2 млрд рублей. Повышая акциз, не будет того эффекта, который ожидает Минфин, потому что это неадекватно рынку. Мы приводили сравнения расходов потребителей на электронные системы доставки никотина, при действующих ставках акцизов расходы потребителей в месяц примерно 6 тысяч рублей. С предложением Минфина по 33 рубля за миллилитр, это будет примерно 8 тысяч рублей, то есть в два раза больше расходов на сигареты. Мы анализировали рынок, у нас самая высокая ставка даже действующего акциза по сравнению с зарубежными странами. Для того чтобы легализовать рынок, нужно подумать над возможностью его корректировки в сторону снижения.
— На само устройство тоже есть акциз?
— Обсуждали убрать этот акциз, потому что это тоже уникальная ситуация — Россия единственная, кто применяет акциз на устройство, во всем мире такой практики нет. Но при этом Министерство финансов решило компенсировать выпадающие доходы от устройств повышением акцизов на жидкость, и в данном случае на нагреваемый табак. В ходе обсуждения Минздрав высказался против отмены акциза на устройство, мне кажется, что сейчас рассматривается предложение сохранения акциза на устройство и повышение акциза на жидкость и нагреваемый табак.
Ранее Минпромторг сообщал, что с 15 декабря может стать обязательной цифровая маркировка жидкостей для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновых, в картриджах, капсулах, а также в составе электронных систем доставки никотина одноразового использования.
По оценке замглавы Мипромторга Василия Шпака, потери российского бюджета из-за нелегального оборота электронных средств доставки никотина и жидкостей для них могут достигать 65 млрд рублей в год.