Войти в почту

Цена торговли: бизнес ищет новую потребительскую модель

Проведенный NielsenIQ опрос топ-менеджеров FSMG-рынка показал, что более четверти ожидают снижения оборотов бизнеса. Главное опасение – сокращение потребительских доходов (88%). Для участников рынка оно даже страшнее, чем рост цен на логистику и сырье (87%). Все потому, что оно ведет к снижению спроса, которое практически нечем крыть. FMCG-компании могут диверсифицировать производство и запускать новые продукты, но и те должны соответствовать ценовым ожиданиям потребителей. Многие небольшие производители не смогут бесконечно демпинговать и разорятся. Их скупит крупный бизнес – отрасль будет консолидироваться. Насколько реальны данные апокалиптические сценарии для Приморья, выяснил KONKURENT.RU.

Цена торговли: бизнес ищет новую потребительскую модель
© Konkurent.ru

По словам экспертов, в текущей ситуации при росте себестоимости происходит попытка переложить возросшие издержки на следующего участника цепочки. Иначе тот, кто не перенесет повысившиеся расходы, рискует своей рентабельностью.

«Даже когда рост доходов перейдет к положительным значениям, вероятно сохранение экономичного подхода к расходам. Для нормализации покупательской активности потребуется период стабильности и уверенность в том, что реальные доходы не начнут снова сокращаться в ближайшем будущем», – говорит Анна Буйлакова, аналитик ФГ «Финам».

Ключевую роль здесь смогут сыграть последствия в логистике. Сергей Митрофанов, предприниматель, профессор, председатель правления ГК East Point: «Крупные пароходы попали под санкции, а мелкие суда разгружаются у причальной стенки практически столько же, сколько и крупное судно. В итоге сегодня суда с китайскими товарами стоят на рейде по два-три месяца и возвращаются в Китай, так и не разгрузив свои трюмы. Не исключено, что ситуация будет усложняться».

В этих условиях консолидация – это почти всегда неизбежный процесс, поскольку кризис позволяет выжить либо сильным, либо в группе. «Однако это процесс эволюции и чистки, в рамках которой, возможно, произойдет диверсификация товаров под новый потребительский спрос», – добавляет Алексей Шестемиров, к. э. н., доцент Финансового университета при правительстве РФ.

Несмотря на то, что в настоящее время действительно происходит серьезная переориентация логистических потоков, перераспределение рынка, передел сегментов, поскольку многие западные компании приняли решение приостановить или оставить полностью российский рынок, – это лишь на первый взгляд является большой проблемой для российского потребителя, считает Шестемиров.

«Безусловно, многие привычные логистические и потребительские цепочки нарушаются. Однако это лишь выход из зоны комфорта, пересмотр потребительской модели, причем не факт, что в худшую сторону. А для производителя это открывает новые возможности, позволяет расширить потенциальный спрос», – уверен эксперт.

«Новые рестрикции против России уже трудно придумать, но со временем американцы могут распространить вторничные санкции на компании тех стран, которые сегодня не присоединились к санкционному режиму против России. С другой стороны, дефицита еды, тепла и света у нас не ожидается при любом раскладе, то есть мы пострадаем весьма умеренно даже при самом масштабном мировом кризисе», – рассуждает Сергей Митрофанов.

Алексей Шестемиров уверен, что существенные ожидания аналитиков рынка, связанные с падением потребительских доходов, могут и не оправдаться: «Снижение спроса на повседневные товары, которое наблюдалось в период с марта по сентябрь 2022 г., было вызвано скорее перенасыщенностью потребителя, который на фоне негативных ожиданий максимально постарался создать резервы в области товаров со средними и длительными сроками годности, так сказать, запасся впрок. Однако в преддверии новогодних праздников потребитель активизируется, поскольку этот период времени, по аналитике последних лет, способствует максимизации потребительской активности, что объективно спровоцирует ускорение темпов инфляции за счет раскручивания скорости обращения денег в экономике».