о перспективах российско-американских отношений после выборов
«Говоря по-простому, мы не будем уже ничего с Америкой строить, мы ничего от неё не ждём, нам теперь нужно добиться того, чтобы Америка нам портила кровь как можно меньше. Это тяжёлая черновая работа политиков, дипломатов и экспертов, и её отменить невозможно. В свою очередь, американцы понимают, что в конфронтации с Россией нельзя доходить до такой точки, когда эта конфронтация в определённый момент может создать угрозу их собственной безопасности».
Американские выборы! Тема, неизменно вызывающая у нас мощный всплеск интереса, нездоровую ажитацию, споры экспертов, монологи обозревателей, репортажи из-за океана, независимо от того, какое время на дворе, кого выбирают (президента или конгресс) и в какой точке находятся отношения Белого дома и Кремля.
Так уж мы устроены: ну не можем мы без Америки, что бы у нас с ней ни происходило. Нынешние довыборы в конгресс, в ходе которых были переизбраны палата представителей в полном составе и часть сената, не стали исключением.
Информация о том, какие интриги разыгрываются в колеблющихся штатах, какие кандидаты побеждают и где, что они говорят или не говорят о военной помощи Украине, падает почти со скоростью спама. Подробный расклад того, насколько сильна накрывшая Америку «красная» волна и как это скажется на политическом будущем Джо Байдена и его главного оппонента Дональда Трампа, стал в эти дни неотъемлемой частью российского медийного ландшафта. Так нас самих накрыла эта американская красно-синяя волна, в которой барахтаются всё те же извечные демократический осёл и республиканский слон.
Отношений со Штатами сегодня нет — они лежат в руинах, механизмы и каналы коммуникации давно не работают, президенты не общаются даже по телефону, дипломаты переругиваются, эксперты и СМИ ведут борьбу без правил. Все в один голос говорят, что, кто бы ни победил, для будущих отношений США и России это не имеет ровным счётом никакого значения: всё будет так же плохо, как сейчас.
Никто никого не слышит, все друг друга обвиняют.
Казалось бы, о чём в этой ситуации можно ещё говорить: у России с Америкой давно всё ясно. После начала спецоперации на Украине точка невозврата пройдена и никакая перезагрузка невозможна даже в самых смелых фантазиях и прожектах.
Но вот парадокс — при всём при этом мы почему-то никак не можем закрыть для себя Америку, мы отслеживаем едва ли не каждый её чих: а что там в Пенсильвании, а как в Айове?
И дальше по списку.
Для каждой говорящей головы, пишущей руки или политической силы в России тема американских выборов становится неким маркером, идентификатором, точкой отсчёта в собственной системе координат. Поэтому комментирует американские выборы не один только Дмитрий Песков, который просто не может этого не делать по долгу службы.
Вот один из примеров невозможности оторвать Америку как приклеенный к нам невидимым суперклеем банный лист — распространённое после довыборов в конгресс США заявление лидера партии и думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергея Миронова.
Выражая убеждённость, что прежний курс будет продолжен, что, по его мнению, необходимо учитывать во внешней и внутренней политике России, Сергей Миронов замечает: «Совершенно очевидно, что, кто бы ни пришёл к власти в США, национальные интересы американской элиты заключаются в ослаблении России». И самое интересное — после этого: «Тем, кто у нас этого ещё не понял, а такие голуби есть и во властных структурах, пора снять розовые очки и начать заниматься развитием и укреплением нашей страны. И помнить об этом надо всегда, а не только во время выборов за океаном».
Подобная рефлексия — результат того отношения к американской теме, которое сформировалось ещё в эпоху классической холодной войны, во времена «Международной панорамы» в чёрно-белом телевизоре, когда противостояние двух сверхдержав вынуждало знать врага в лицо и подробнейшим образом изучать, что там у них за океаном и что там делают «владыки без масок».
Так назвал свою книгу Валентин Зорин, который проводил своё расследование убийства Кеннеди.
Американская тема просочилась даже в культуру. «Американцы, где ваш президент?» — задушевно пел Марк Бернес ставшую популярной песню на стихи Евгения Евтушенко. И даже тонкий лирик Ярослав Смеляков заканчивал стихотворение «Алёнушка» неожиданным обращением к Америке: «Вот она стоит под небосводом, в чистом поле, в полевом венке — против вашей статуи Свободы с атомным светильником в руке».
Весь этот огромный пласт, который невозможно вычеркнуть из нашей современной истории, объясняет, почему и сегодня мы не можем не говорить об Америке. И снова начинаем спорить, кто для нас лучше — демократы или республиканцы, хотя эта дискуссия напоминает средневековый спор номиналистов и реалистов о природе универсалий и о том, сколько чертей может уместиться на кончике иглы.
Уже после выборов напоминанием о том, что в российско-американских торгово-экономических отношениях с их фактически пересохшим руслом и дальше ловить будет нечего, всё будет только ухудшаться, стало обнародованное на этой неделе решение Министерства торговли США лишить российскую экономику статуса рыночной. Это позволит Вашингтону в будущем в полную силу применять американское антидемпинговое законодательство в отношении Москвы. Напомним, что рыночный статус от американского Минторга российская экономика получила 20 лет назад — в 2002 году, и ровно через десять лет, в 2012 году, это сыграло определяющую роль при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Однако если позитивная повестка по определению невозможна, значит ли это, что отношения со Штатами потеряли всякий смысл? Вовсе нет. Просто после этих выборов в конгресс, за которыми в 2024 году пройдут выборы президента США, главную задачу можно будет определить так: не как отменить конфронтацию (это невозможно), а как сделать её управляемой, как договориться о минимальных правилах игры, которые сегодня отсутствуют, как минимизировать глобальные риски противостояния двух ведущих ядерных держав. Отсюда — необходимость сохранения каналов связи и продолжения диалога по стратегической безопасности и стабильности.
То есть, говоря по-простому, мы не будем уже ничего с Америкой строить, мы ничего от неё не ждём, нам теперь нужно добиться того, чтобы Америка нам портила кровь как можно меньше. Это тяжёлая черновая работа политиков, дипломатов и экспертов, и её отменить невозможно. В свою очередь, американцы понимают, что в конфронтации с Россией нельзя доходить до такой точки, когда эта конфронтация в определённый момент может создать угрозу их собственной безопасности.
Ведь одно дело — увлекательно бороться с Россией чужими руками, на территории Украины, за тысячи километров от Америки, и совсем другое — создавать своими руками риск ядерного конфликта и угрозу третьей мировой. Свои собственные жизни американцы ценят и пострадать не хотят, поэтому конфронтация должна быть не безбрежной, управляемой и для них.
Схожую задачу в своих отношениях с Америкой, кстати, сегодня решает для себя и Китай. Закручивание гаек в торгово-экономических и научно-технических связях вынудило Пекин сделать вывод, что рассчитывать на какие-то уступки и компромиссы в этой области уже не имеет смысла. США делают всё для того, чтобы помешать Китаю в развитии передовых технологий, в ответ Китай делает ставку на импортозамещение.
После того как диалог двух стран к сегодняшнему дню окончательно оглох на одно торгово-экономическое и технологическое ухо, его единственной сферой для Пекина и Вашингтона становится безопасность — подобно тому, как в годы холодной войны вели переговоры СССР и США.
И для нас эту повестку стратегической стабильности и безопасности никто не отменял — она, напротив, становится всё более актуальной.
Судя по всему, это не могут не понимать и в Вашингтоне, сохраняя возможность для минимального взаимодействия с Москвой. На днях Минфин США разрешил-таки американским банкам осуществлять финансовые операции для российских дипломатических миссий за рубежом. Комментируя это решение, российский посол в Вашингтоне Анатолий Антонов отметил: «В целом считаем решение американской администрации отменить финансовые ограничения в отношении российских диппредставительств хотя и запоздавшим, но шагом в правильном направлении. Пришлось немало поработать, чтобы вывести Вашингтон на осознание того значительного ущерба, который наносят санкции нашим дипломатам по всему миру».
«Однако лицензия Минфина не снимает с США ответственности за дисбалансы на мировых рынках, к которым ведут многочисленные нелегитимные односторонние барьеры. Имею в виду рост цен, нарушения цепочек поставок, проблемы в сфере продовольственной безопасности. В этом же ряду — объявленное сегодня противоречащее логике заявление администрации о лишении России статуса страны с рыночной экономикой», — добавил глава российской дипмиссии.
В общем, во времена Горбачёва, а затем «друга Билла» и «друга Бориса», открыв для себя Америку, сегодня мы должны научиться её закрывать. Суметь делать это, следуя всем правилам техники безопасности и не забывая про себя повторять: «Осторожно, Штаты закрываются».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.