Евгений Водолазкин представит «Чагина» — роман о гении, ставшем жертвой времени
В четверг, 27 октября, Евгений Водолазкин официально представит свой новый роман «Чагин». По этому случаю запланирована его пресс-конференция в ТАСС. Книгу выпустила «Редакция Елены Шубиной». Главный герой обладает то ли даром, то ли наказанием — запоминать все, что когда-либо слышал и видел. Он не в состоянии ничего забыть.
Память, время и человек — любимые темы Евгения Водолазкина. Он затрагивал их в романах «Лавр», «Авиатор» и «Оправдание Острова». Но в «Чагине» тема памяти ключевая. Писатель ее как бы персонализировал.
Архивист, сотрудник Городской библиотеки Санкт-Петербурга Исидор Чагин запоминает тексты любой сложности и может мгновенно их воспроизвести. Он мнемонист, который был знаменитостью, но ушел из жизни незаметно, как тень. Чагин вел дневник, у Водолазкина это Дневник с большой буквы. Рассказ ведется от имени человека, знавшего Чагина и читавшего его записи, теперь исчезнувшие в результате грабежа.
До выхода книги издательство Елены Шубиной открыло доступ к небольшому отрывку из «Чагина». Книга стала одной из самых ожидаемых в этом году, указывает литературный обозреватель Forbes Наталья Ломыкина:
Наталья Ломыкина литературный обозреватель Forbes «Чагин» — это непосредственный разговор о том, что такое память и насколько спасительно забвение. Поднимается вопрос осмысленности воспоминаний, дневников. Федор Чагин был внедрен комитетом, понятно каким, в Шлимановский кружок, чтобы благодаря своей фантастической памяти докладывать о том, что происходит на заседаниях запрещенного кружка. Шлиман, человек, который открыл Трою, тоже вел дневники, и эта перекличка двух дневников в романе есть. Вопрос памяти, достоверности, мемуаров, биографии и автобиографии в романе поднимается буквально в первой части. Роман затягивает, Водолазкин верен себе, его слог вовлекает, очаровывает. Узнаем Петербург, по которому хочется бродить, который хочется вспоминать. И в этом смысле наша собственная память тоже играет с нами в прятки, пока мы читаем роман».
Кроме памяти в книге есть еще одна центральная тема — время. Главный герой будто одновременно живет в разных этапах своей жизни. Это делает книгу головоломкой. Автор обращается к интеллекту читателя, отмечает заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» Андрей Щербак-Жуков:
Андрей Щербак-Жуков заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» «Евгений Водолазкин — писатель-интеллектуал. Каждая его книга — это игра для ума. Чагин — человек с феноменальной памятью, поначалу кажется, что это дар, а потом оказывается, что это на самом деле наказание. Причем Евгений Водолазкин это не просто рассказывает, он это показывает на примере текста, у него в тексте нет прошлого, настоящего и будущего, все времена одновременны. Все существует для Чагина — прошлое и настоящее — одновременно. В этом особенность творчества Водолазкина, он работает со временем. У него уникальное чувство времени. Все, что он пишет, — это о том, что такое время, он исследует время. Чагин — это жертва времени».
По словам критика, книга Водолазкина появилась вовремя, поскольку сейчас общество очень эмоциональное, полагается чаще на чувства — наблюдается явный дефицит взвешенного анализа. А роман «Чагин» — от головы.
Сам автор в интервью «Российской газете» сказал, что его роман не только о времени и памяти, он еще и о вымысле: человек, по его словам, живет не только реальными событиями, а в значительной степени мифами, которые создаются в том числе книгами. И его книга, конечно, не исключение.
Презентацию книги «Чагин» обещают устроить 6 ноября в книжном магазине «Москва», у читателей будет возможность встретиться с автором романа. Встреча с Водолазкиным запланирована также на фестивале non/fiction.