В новосибирском Арбитражном суде решается вопрос о похищенных акциях «Электроагрегата»
Сложно-подчиненный корпоративный конфликт между Евгением Грибовым и бывшим председателем Совета директоров «Электроагрегата» Александром Одинцом возник более десяти лет назад. В 2011 году мажоритарными акционерами крупнейшего оборонного предприятия региона были Евгений Грибов со своими 40 процентами и Александр Одинец, которому принадлежало порядка 44 процентов пакета акций. Это преимущество давало последнему право формировать большинство в Совете директоров и влиять на значимые для предприятия решения.
Представления двух крупнейших акционеров на перспективы развития «Электроагрегата» существенно разнились, поэтому в 2012-ом они договариваются об условиях продажи акций этого предприятия и других компаний. Но обычная партнерская сделка имела неожиданные последствия.
— Тогда произошло хищение бездокументарных акций путем внесения записи в реестр акционеров на основании подложных документов, и впоследствии использование этих подложных документов в Арбитражном суде. На основании этих документов суд был введен в заблуждение и вынес решение о правомерности сделки по продаже акций «Электроагрегата», — комментирует ситуацию юрист Сергей Николаев.
Именно обстоятельства продажи пакета акций «Электроагрегата» и трех других крупных новосибирских предприятий легли в основу возбужденного в 2015 году отношении Александра Одинца уголовного дела.
— После хищения предпринимались многочисленные попытки сокрытия данных акций. Эти акции первоначально переоформлялись на друзей Одинца, на друзей его родственников, просто на сотрудников завода. Приведу такой характерный пример: половина похищенных акций 30 июля 2012 года было переоформлено на консервировщика оборудования АО «Электроагрегат» с зарплатой всего в несколько десятков тысяч рублей. Стоимость пакета акций составляла порядка 300 миллионов. Правда, счастье этого человека было недолгим. Он являлся владельцев акций всего сутки. Через сутки акции начали уходить другим лицам, — рассказывает Роман Мурашев, представитель Евгения Грибова.
Уголовное дело Александра Одинца о хищении акции неоднократно прекращалось. Когда этого произошло в 2016 году, акции, что называется, стали «возвращаться в семью».
— Сделок было очень много, и к сегодняшнему дню все похищенные акции фактически находятся во владении семьи Одинца. Это зять Одинца – Деришев Иван Сергеевич, который сейчас является крупнейшим акционером АО «Электроагрегат», это дочь Одинца – Деришева Дарья Александровна. Она второй акционер по размеру пакета акций. Часть акций находятся у двух его сыновей и у брата зятя, — поясняет Роман Мурашев.
Но в итоге обвинение экс-председателю Совета директоров «Электроагрега» все-таки было предъявлено. Это произошло 10 января 2022 года, когда на официальном сайте Следственного комитета России по НСО появилась информация о том, что заместитель прокурора области Игорь Мищенко утвердил обвинительное заключение Одинцу. Силовики инкриминировали ему хищение акций на сумму 593 миллиона рублей.
— Обвиняемый путем обмана и злоупотребления доверием делового партнера завладел документами, предоставляющими право собственности на единый актив — пакет акций четырех крупных предприятий Новосибирской области. Кроме того, в целях сохранения похищенного имущества сохранить похищенные акции в своей собственности фигурант по делу предоставил в суд в качестве доказательств документы, заведомо не содержащие в действительности сведения об их оплате,— рассказала в январе 2022 года Екатерина Петрушина, старший помощник руководителя СУ СК по Новосибирской области.
По версии следствия Александр Одинец, не произведя фактической оплаты, зарегистрировал право собственности на пакет акций на себя и свое доверенное лицо. За хищение акций АО «Электроагрегат», АО «Проект-До», ЗАО «Опытный завод электропривода» и ЗАО «Кван-текст» ему грозило до 10 лет лишения свободы. Экс-президенту Совета директоров «Электроагрегата» инкриминировали ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и ч.1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу). Материалы резонансного уголовного дела поступили в суд Ленинского района 18 января 2022 года.
Но своей вины в совершенных преступлениях Александр Одинец при жизни не признал. В своем интервью «Прецеденту», которое он дал в январе 2022 года, незадолго до своей смерти, он заявил:
— Позиция следствия есть позиция следствия, позиция моя есть позиция моя. С 2012 года по 2015 год доверенные лица Грибова признавали факт получения средств, факт выдачи подлинных договоров купли-продажи передаточных удостоверений и приходных ордеров. Но мои аргументы следствие видимо посчитало недостаточно весомыми.
Через три месяца, в апреле 2022 года, стало известно о том, что Александр Одинец скончался. 21 июня суд Ленинского района прекратил уголовное дело в отношении Одинца в связи с его смертью, это не было реабилитирующим обстоятельством.
Через несколько дней в Арбитражный суд Новосибирской области поступил иск Евгения Грибова об истребовании похищенных акций. Ответчиками по делу значатся сам Одинец, акции которого сейчас находятся в наследственной массе, и его родственники — Дарья, Иван и Александр Деришевы.
— Наши исковые требования очень просты – восстановить мои нарушенные права, вернуть похищенные акции. Все это установлено постановлением Ленинского суда в рамках расследования уголовного дела. Но гражданский иск, который был подан в рамках уголовного дела, суд не стал рассматривать, в связи с тем, что судебное следствие было прекращено. В постановлении было указано, что для восстановления своих нарушенных прав в порядке гражданского судопроизводства, вы имеете право обратиться в Арбитражный суд, — пояснил свою позицию Евгений Грибов, истец по делу в Арбитражном суде НСО.
При этом оппоненты Евгения Грибова пытаются доказать, что обстоятельства хищения акций судом Ленинского района не были установлены. В вязи с этим представители Евгения Грибова доказывают, что постановление суда Ленинского района является преюдициальным, в части того, что установлен факт хищения акций.
— Самое главное мне надо было показать судье недобросовестное поведение наших оппонентов. С одной стороны ответчики в Арбитражном суде говорят о том, что постановлением Ленинского суда ничто не установлено, а с другой пишут апелляционные жалобы на это постановлении в областной суд. Если в постановлении Ленинского суда не установлен факт хищения, зачем Вы идете и обжалуете это постановлении? Такая непоследовательная позиция, как раз говорит о недобросовестности, — комментирует ситуацию Евгений Грибов.
В судебном заседании, которое прошло 11 октября, они ходатайствовали о рассмотрении резонансного спора в закрытом от прессы режиме, сославшись в числе прочего на спецоперацию в Украине и на то, что в рамках судебного заседания может быть оглашена информация, имеющая статус государственной тайны.
На предложение редакции прокомментировать свою позицию уже за рамками судебного процесса, один из ответчиков по делу, самый крупный на сегодняшний день держатель акций «Электроагрегата» Иван Деришев, заявил:
— Мы дадим наш комментарий по этой ситуации после того, как будет вынесено решение суда и оно вступит в законную силу. Сейчас считаем это нецелесообразным.
Между тем Евгений Грибов, который не сомневается в том, что рано или поздно похищенные акции будут возвращены ему, строит планы на развитие «Электроагрегата».
— Нашими специалистами уже подготовлен бизнес-план по развитию основного производства, тем, чем завод занимался испокон веков – это производство дизельных и бензиновых электростанций. На сегодняшний день потребность в них очень большая. Мы хотим проинвестировать около 800 миллионов рублей в переоборудование, — добавил Евгений Грибов.
Евгений Грибов заявляет, что как только у его команды появится юридическая возможность реализовывать эту программу развития, в цехах «Элетроагрегата» появятся новые технологические линии, позволяющие развивать производство и увеличить количество рабочих мест.
Светлана ВОРОНОКОВА