Войти в почту

Новое слово в экономике: Лукашенко ввел запрет на рост всех цен в стране

За-пре-ща-ю — Александр Лукашенко приказал ценам не расти. Что конкретно возмутило белорусского президента, чем его не устроила тушка цыпленка и как свою экономическую модель описывают белорусские фермеры?

Казалось, в четверг Александра Григорьевича раздражало само устройство белорусской, а может быть, и всей мировой экономики. Лукашенко возмущался, почему лес в Белоруссии как был, так и остался, мясо и яйца тоже имеются, удобрений хватает с избытком. А цены растут. Посредники, которых по мнению белорусского президента нужно вообще запретить, привозят товар в магазин. Продавцы, вернее, как выразился Лукашенко, торгаши, продают. А цены на конце цепочки вырастают в три раза. Не меньше этого его возмутили товары, которые только начинают появляться в продаже. К примеру, раньше был один цыпленок, а потом его разделали и две половины стали продавать дороже, чем целую тушку. Но ведь это все тот же цыпленок, негодовал белорусский президент.

Целая тушка цыпленка стоит два рубля, а пополам расчлененная — пять рублей к примеру. А что случилось, что произошло? Почему в два-три раза подорожал товар? Потому что вы его пополам разрезали? И что, это не видят Министерство сельского хозяйства, вице-премьер и торговля? Вы что, хотите надо мной поиздеваться? Курица в тушке и разделанная курица на части должна быть космической по своим потребительским качествам.

В результате Лукашенко дал указание: цены больше в Белоруссии расти не будут. Прямо с 6 октября. Потому что Александр Григорьевич запрещает. Так и сказал, по слогам: за-пре-ща-ю. Правда, потом все-таки оговорился, будут исключения. Но не назвал их. Хотя, по идее, раз уж в Белоруссии все-таки рыночная экономика и она часть глобальной экономики, то исключением может быть все что угодно. Например, огурцы. Их выращивает глава фермерского хозяйства «Константа арт» из Могилевской области Виктор Артемьев. Использует органическое удобрение биогумус, которое сам же и производит. И вот, как в разгар сезона меняется его цена на рынке.

Виктор Артемьев глава фермерского хозяйства «Константа арт» «Я продаю по цене опт + чуть-чуть, потому что все перекупщики покупают по оптовой цене и почти вдвое продают на рынке. Разумеется, клиент, который увидит мою маленькую цену, смешную по сравнению с рыночной, покупает у меня мои огурцы без всяких проблем. Через неделю, например, цена общерыночная падает, опт и так далее падает, у меня цена сохраняется, потому что качество продукции очень высокое. И люди берут у меня по среднерыночной цене. Еще через неделю у меня цена остается та же самая — она будет самая высокая на рынке, но покупатель берет мой огурец, а не тот, который дешевый привезли перекупщики от других производителей».

У Белоруссии точно такая же проблема, как у и России. Да и, в общем-то, и у всего мира. Высокая инфляция. По данным Нацбанка Белоруссии, в августе — почти 18%. У нас, кстати, в том же месяце годовая инфляция была поменьше — 14,3%. Дорожает все. Те же цены на бензин в Белоруссии повышают, хоть ненамного, но регулярно. Растут в цене, как и у нас, импортные товары. Или, например, такая мелочь, как сетка для картошки — ее стоимость выросла в три раза, рассказывает глава витебского фермерского хозяйства «Родник» Юрий Семенов:

Юрий Семенов глава фермерского хозяйства «Родник» «Не далее как вчера я покупал сетку, в которую фасуют картофель. Если сетка в прошлом году стоила 11 копеек, сейчас — 34, в 3 раза. Средства защиты растений — та же самая картина. Их очень много импортных — это и Bayer, и BASF, они растут в цене намного. Если начать фиксировать цену реализации сельскохозяйственной продукции, просто перестанут заниматься сельским хозяйством. На следующий год столкнемся с дефицитом».

Судя по словам Лукашенко, тем, кто будет поднимать цены, может грозить уголовное дело. Власти вводят ценовой мораторий. Что будет с инфляцией, когда он закончится, а это рано или поздно должно случиться, — пока не так важно. По всем экономическим законам ограничение цен приводит к дефициту. О чем бывший директор совхоза Лукашенко, конечно, хорошо знает. Зато у него сейчас снова появится время на то, чтобы заниматься другими важными делами. Он сам сказал, что ему некогда следить за ценами, потому что вынужден просить газ, нефть, кредиты. И на этом поприще Лукашенко в очередной раз преуспел. В четверг стало известно, что Россия снова выделит Белоруссии деньги. Полтора миллиарда долларов на импортозамещение. Кстати, с учетом того, что наша страна десятилетиями субсидирует белорусскую экономику, в России тоже есть соблазн поинтересоваться, а почему в братской стране цены все равно растут? И тоже что-нибудь сказать по слогам.