Эксперт заявил, что антимонопольное законодательство нужно регулировать с учетом цифровых вызовов
Доцент кафедры международного частного и гражданского права, руководитель диссертационных советов МГИМО МИД России Максим Иноземцев сообщил, что "пятый антимонопольный пакет" призван усовершенствовать антимонопольное регулирование с учетом современных цифровых вызовов. "Важно помнить, что цифровизация общественных отношений не только имеет свои очевидные плюсы, но зачастую порождает новые варианты монополистических стратегий, нацеленных на создание и удержание рыночной власти цифровыми гигантами. Возрастающая роль маркетплейсов в современной экономике также требует повышенного внимания к деятельности таких платформ и недопущения злоупотребления доминирующим положением с их стороны. В этой связи антимонопольное законодательство должно иметь в своем арсенале более четкие критерии признаков доминирующего положения у цифровых платформ, а также механизмы усиленного контроля за недопущением злоупотребления доминирующим положением", - приводит слова эксперта РАПСИ. По его словам, "в случае принятия "пятого антимонопольного пакета" антимонопольный орган сможет самостоятельно устанавливать наличие сетевых эффектов и давать оценку возможности организации оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять конкурентов, затруднять их доступ на товарный рынок, предоставлять неравные условия". "Реализация указанных законодательных инициатив позволит обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля в условиях цифровизации, повысить защищенность прав и интересов добросовестных участников рынков, а также создать правовые механизмы противодействия злоупотреблениям со стороны отдельных организаций", - заявил он. Ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ отмечала, что входящие в "пятый антимонопольный пакет" законопроекты направлены на пресечение злоупотреблений цифровыми платформами доминирующим положением. Так, этот пакет распространяет запрет на злоупотребление доминирующим положением на маркетплейсы и агрегаторы, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, их доля на определенном товарном рынке превышает 35% и их выручка за последний календарный год превышает 2 миллиарда рублей.