«Сейчас едем на запасах». Звездный доктор Наталья Зубарева — о том, как клиники выживают в непростой период
Непростая ситуация, сложившаяся из-за СВО России на Украине, экономические санкции и паника среди населения напрямую отразились на работе медицинской отрасли. Многие английские, американские, европейские поставщики отказываются работать с российскими клиниками. Звездный доктор Наталья Зубарева с пятью миллионами подписчиков в Instagram* рассказала Daily Storm о том, планируется ли повышение цен, что клиники будут делать в условиях дефицита и возможно ли в таких условиях вести бизнес.
— Наталья, здравствуйте. Порядка 90% материалов из Европы. Каким образом вы справляетесь с этой ситуацией? Как отлаживаете поставки?
— Пока мы продолжаем работать на аппаратах производства США, Великобритании, Чехии, Японии и надеемся, что этой возможности нас не лишат. Поскольку клиника была открыта только в этом году. Мы, соответственно, закупили абсолютно новое оборудование премиум-класса и рассчитываем проработать на нем достаточно долгое время без замен. Честно говоря, намного больше меня волнует сейчас невозможность посещать международные конференции, которые касаются биохакинга, нутрициологии, эстетической и функциональной медицины. Раньше мы с коллегами регулярно выезжали в Европу, участвовали в крупных мероприятиях, в том числе и в качестве спикеров. Несколько лет назад я начала учиться в американском The Institute For Functional Medicine, обучающие модули я прохожу онлайн, но смогу ли закончить обучение и выдадут ли мне в итоге диплом, не знаю.
— Лекарственные препараты не в ходят в перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту. Были ли, начиная с конца февраля, проблемы с наличием препаратов? Как с этим справлялись?
— В конце февраля — начале марта на волне паники и на фоне слухов об уходе с рынка зарубежных поставщиков мы были вынуждены закупить ряд препаратов в запас, но, к счастью, большинство партнеров остались на рынке. Цены, конечно, выросли, есть некоторые проблемы с логистикой, но в целом работа возможна. Кроме того, не весь объем рынка занимают компании из США и Европы. В качестве альтернативы мы рассматриваем достойные аналоги производства Восточной Азии, также вполне конкурентоспособны препараты российского производства, которые уже не первый год используются на рынке.
— С конца февраля доллар принимал как максимальные, так и минимальные значения. Препараты и материалы в основном импортные, поэтому, по логике, конечная цена на услуги сильно чувствительна к таким перепадам курса. Сталкивалась ли клиника с конца марта с проблемой ценообразования? И по сравнению с досанкционным периодом как сейчас изменились цены на услуги?
— К сожалению, становление клиники совпало с таким, мягко говоря, сложным периодом в стране и мире. Нам в некотором смысле повезло, потому что основной объем закупок пришелся на более ранний период, и к концу февраля мы подошли полностью готовые в плане оснащенности новым современным оборудованием и с забитым складом. Поэтому сейчас, можно сказать, едем на этих запасах. Это дает возможность сохранять максимально доступную цену для наших пациентов и предлагать им качественные медицинские услуги. В первую очередь за счет сокращения разницы себестоимости и конечной стоимости. Да, конечно, цены на некоторые процедуры и исследования мы пересмотрели, но не кардинально, не в разы. Скажем так, объективных причин увеличивать стоимость какой-то услуги на 200-300% нет. Если вы такое видите, это уже спекуляция. Какой будет политика ценообразования в будущем, покажет время. Как грустно шутят сейчас, в данный момент горизонт планирования сузился до 10 минут.
— В связи со сложившейся ситуацией закупались ли вы впрок? Делали ли запасы медикаментов или, может, закупали дополнительное оборудование? Если да, то каких именно позиций это коснулось?
— Как я уже отвечала выше, закупать оборудование у нас не было необходимости, были закуплены только некоторые препараты, а также найдена альтернатива, к которой мы прибегнем при необходимости. Поводов для паники нет, все процедуры и исследования доступны нашим пациентам в полном объеме.
— Какие планы по развитию клиники? Чувствуете ли вы сокращение числа потенциальных посетителей из-за кризиса и снижения реальных доходов населения?
— В любой кризис самой ценной инвестицией остается собственное здоровье, это философия нашей клиники и наших пациентов. Именно сейчас самое время позаботиться о своем организме, чтобы он не подвел в самый ответственный момент. К счастью, сейчас уже многие люди это хорошо понимают и выбирают в первую очередь потратиться на свое здоровье, а не на внешние атрибуты успеха. Я много лет говорила о необходимости такого здравого и бережного подхода к себе на своих лекциях, семинарах, в блоге и книгах, и вот теперь вижу эту отдачу. Поэтому на данный момент с записью в клинике у нас полный порядок. Снижение доходов есть за счет уменьшения маржинальности и выросшей закупочной стоимости препаратов.
— Возможна ли переориентация клиник на телемедицину?
— В нашей клинике хорошо развита телемедицина, но первичных пациентов мы стремимся принимать очно. Конечно, каждый случай индивидуален, но в целом можно сказать так: наши возможности и квалификация специалистов позволяют в большинстве случаев работать онлайн, и для повторных пациентов часто это прекрасный выход. У нас действительно много обращений не только из Москвы, но и других городов страны. Почему для первичных пациентов предпочтителен очный прием? Потому что есть много самых разных патологий, когда необходимо не только принять во внимание результаты анализов, но и в первую очередь видеть пациента лично.
*Meta, Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории России.
]]>