Войти в почту

Кишиневский «майдан» готов снести прорумынскую Санду

Бывший президент Молдавии и почетный председатель Партии социалистов Игорь Додон, находящийся в данный момент под домашним арестом, поддержал начало политического противостояния оппозиции и власти в центре Кишинева.

Кишиневский «майдан» готов снести прорумынскую Санду
© Свободная пресса

«То, что сейчас делается на площади перед парламентом – я считаю, что это правильно, люди сидят в палатках, чтобы протестовать. Только протест всех вместе нужен, нужно протестовать, чтобы Молдавию спасти», – заявил Додон.

Сотни сторонников партии «Шор» провели ночь на 19 сентября в палатках возле парламента и администрации президента Молдавии. Они готовы оставаться там, пока власть не уйдет в отставку. «Произойдет это тогда, когда нас будет 100 тысяч, тогда они сами убегут», - уверен Илан Шор.

По его словам, конкретным механизмом смены власти должны стать досрочные парламентские и президентские выборов. Ради давления на Майю Санду политик пообещал «массово протестовать каждое воскресенье». При этом сам он находится за границей из-за уголовного преследования.

«Город перемен» выглядит вполне серьезно: более 120 палаток удалось установить протестующим, несмотря на препятствия со стороны полиции, а также арест транспорта, который должен был привезти одеяла для демонстрантов. В воскресной акции приняли участие до 45 тысяч человек.

Массовые уличные протесты начались спустя три дня после того, как оппозиционный блок коммунистов и социалистов Молдавии выдвинул вотум недоверия правительству премьера Натальи Гаврилицы, объяснив это тем, что кабмин лишился доверия народа.

В Молдавии бушует социально-экономический кризис: годовая инфляция в августе достигла 34,3% (самый высокий показатель в Европе), продовольствие подорожало на 38,4%, цена на газ - более чем в пять раз. Один из лозунгов протестующих: «Меняем Санду на дрова!»

- События, которые начались в минувшие выходные, — это разминка, смотрины, своего рода политическая оферта. Впереди более серьезные протесты, - считает представитель молдавской диаспоры в России, политолог Евгений Николаев.

Пока в этих событиях участвовала только одна партия «Шор», которая и была организатором этой акции. Остальные политические силы прислали своих эмиссаров посмотреть, разведать что и как. Речь идет о коммунистах, социалистах и о части правых румынских юнианистов, которых Майя Санду «кинула» на пути к своей власти. Они тоже намерены участвовать в протестах, потому что для них это вопрос выживания. Они дискредитировали себя в глазах Санду и если она удержит власть, то будет мстить и зачистит их, несмотря на схожие политические убеждения.

Пишут, что вчера на улицах было 45 тысяч человек. На мой взгляд, это преувеличение, было 20 тысяч, но и это очень-очень много. Потому что Кишинев акцию не поддержал. Жителям столицы партия «Шор» и планы ее лидера чужды. Роптали, как обычно, что, мол, свезли в столицу селян... Но главное, Илан Шор продемонстрировал, что он может. Он вывел на сцену свою жену певицу Жасмин (она спела песню Цоя «Перемен!») в качестве секс-символа, предъявил себя как лидера протеста, показал, что может взять власть, если понадобится. Хотя и ошибок политик сделал немало.

«СП»: - Каких именно?

- Главная, на мой взгляд, ошибка — по итогам митинга не было внятной резолюции. Не было бумаги, которую можно было направить своим оппонентам. Все на словах... Также нет персонификации. Шор вещал из телевизора, находясь за рубежом. Но лидер протеста должен быть с протестующими: прорваться через границу, как Саакашвили, прислать эмиссара, убеждать людей, что приедет и т. п. Молдавское общество очень атавистическое. Если ты — отец нации, то ты должен быть с семьей.

Ещё одна ошибка Шора — отсутствие работы с православной церковью. Потому что это единственная структура, которая независимо от обстоятельств поддерживается людьми. А у церкви есть много вопросов к режиму Санду. Очень много батюшек откровенно ненавидит ее за попытку навязать Молдавии гей-парады и за ее собственную неоднозначную репутацию. Но Шор, как уроженец Тель-Авива, видимо, не совсем понимает насущной необходимости следовать молдавским традициям.

Кроме того, не были отправлены эмиссары в посольства стран интересантов, для закрепления переговорных позиций. Почему? Не понятно. В Молдавии очень многие вопросы всегда решались через иностранные посольства. В зависимости от ситуации, как через посольство России, так и через посольства западных стран. По моим данным, никаких гонцов в этот раз никто никуда не слал и концепцию развития страны на ближайшие полгода в обмен на поддержку, как это часто бывает, не предлагал.

«СП»: - Почему жители Кишинева не поддерживают партию «Шор»?

- Кишинев — это как другая планета по отношению к жителям всей остальной Молдавии. И в культурном, и в этническом плане там всегда присутствует снобизм. Мы, мол, столица европейского государства, а вокруг нас живет малообразованная, странная, буйная масса, которая постоянно съезжается в город. Это чем-то похоже на снобизм москвичей. Ведь, Шор был примаром (мэром — авт.) города Оргеева на севере Молдавии, откуда был его отец и там в свою очередь недолюбливают откровенных юнионистов.

«СП»: - Если верить СМИ, в акции «Шор» приняли участие представители практически всех районов Молдавии, кроме Гагаузии и Приднестровья...

- Именно так. Причем, и Приднестровье, и Гагаузия оказывают ключевое влияние на ситуацию в Молдавии, хотя в Кишиневе их считают сепаратистами. Видимо, пока у «Шор» нет нужных контактов. Но они появятся. Это вопрос средств. Любое движение в Гагаузии и Приднестровье, как правило, политически или экономически оплачивается. Политическим бонусом может стать обещание повысить статус Гагаузии и Приднестровья в будущем.

«СП»: Как начавшийся протест отразится на действующей власти?

- Это очень серьезный удар по Санду и ее группе. Потому что вся кишиневская власть держалась на столичной полиции, которую, что греха таить, подкармливало посольство США.

И тот факт, что полиция вдруг допустила ситуацию, при которой оппозиция смогла закрепиться на площади перед органами власти, разбить там целый палаточный городок, говорит об очень серьезном кризисе в системе, которую там выстроила Санду.

На такое поведение правоохранителей либо могли повлиять чьи-то деньги, либо было принято решение не обострять, пока протест не принял общенародного масштаба (а протест только одной партии для Санду не опасен), либо в полиции уже понимают, что победа Санду не предрешена и готовят себе путь к отступлению. Потому что такой мягкой полиции в Кишиневе никто не видел последние лет пятнадцать.

«СП»: - Раз протест одной партии для Санду не опасен, то успех лежит на пути консолидации протестного движения?

- Несомненно. Уверен, сейчас идут интенсивные переговоры на эту тему. Окончательная конфигурация протестной коалиции зависит от того, кто что предложит и что захочет получить в итоге.

«СП»: - Чего стоит ждать от этой «движухи» России?

- Если к партии «Шор» присоединятся остальные оппозиционные силы - это реальный шанс спасти Молдавию от украинского сценария и провести ее мирный раздел с дальнейшим «отпрыгиванием» Приднестровья от Молдавии и от Румынии подальше. Другой вариант — не мирный раздел и утилизация Молдавии в Румынии. Тут важно на что готовы пойти гагаузы, которые понимают, что страна приговорена. Захотят ли они затягивать ситуацию с участием «Шор» или рискнут и пойдут на жесткий сценарий? Сейчас они - единственные патриоты Молдавии, больше она никому не нужна.