Войти в почту

Таможня, налоговая и Центробанк будут следить за исполнением российских контрсанкций

Минфин предлагает создать новую надстройку из ведомств и дать им новые контролирующие функции. В нее войдут Федеральная таможенная и налоговая службы, а также Центробанк. Каждое ведомство будет следить за своей вотчиной — за тем, как исполняются контрсанкции, и смогут обмениваться данными.

Таможня, налоговая и Центробанк будут следить за исполнением российских контрсанкций
© BFM.RU

Заработает новая схема, согласно плану, с 1 июля 2023 года. Нарушения уже были, а наказания никакого нет, указывает Минфин. Поэтому заодно предлагаются штрафы — от 20% до 40% от суммы подсанкционной операции. Для должностных лиц — не более 30 тысяч рублей. Пока речь о тех контрсанкциях, что были подписаны президентом в мае этого года. Они включают запрет на совершение сделок и финансовых операций с подсанкционными физическими и юридическими лицами, а также запрет на вывоз сырья и продукции в пользу тех же лиц.

Впрочем, тема российских контрсанкций несколько шире — в более раннем постановлении, от 9 марта, был утвержден перечень товаров, запрещенных к экспорту. Там и телеком-, и медоборудование, и транспорт, и сельхозтехника, и электрика — около 200 наименований, вплоть до железнодорожных вагонов, турбин, мониторов, станков для обработки металла. Частично под этот список попала и продукция компании «Промет» по производству металлических дверей и сейфов. Вот что Business FM рассказал директор «Промета» Алексей Петров:

— Мы экспортируем в Европу, в арабские страны. Понятно, что сейчас с некоторыми европейскими странами по части экспорта стало сложнее. Два рынка у нас закрылись полностью, это США и Великобритания.

— Получается, ваша продукция не попала в этот список?

— Часть нашей продукции попала. Правдами и неправдами пытаемся сохранить свои отношения с зарубежными партнерами. С экспортом в азиатские страны, в арабские страны, тем более в страны СНГ у нас проблем нет. И, конечно, в ответ на «недружественные» действия со стороны Европейского союза, Англии, США пытаемся переориентироваться на азиатские рынки.

Тем же постановлением был временно ограничен вывоз из России некоторых лесоматериалов. Как бизнесом лесозаготовок за полгода выполняется этот пункт, Business FM спросила основателя Lesprom Network Алексея Богатырева:

Алексей Богатырев основатель Lesprom Network «Основные санкции начали действовать только 10 июля. Был период в три месяца, во время которого можно было поставлять продукцию в Евросоюз по контактам, заключенным до 9 апреля. Уже в июле, по данным Росстата, было отмечено существенное падение производства практически по всем сегментам продукции деревообработки. Компании сталкиваются с целым рядом факторов. Первый — очень дорогая логистика, ушли многие международные компании, которые обеспечивали перевозки. Вторая проблема — это крепкий рубль, который делает не таким выгодным экспорт, снижает рентабельность экспортеров. Что у нас исчезло? Исчезли Америка, Европа. А осталось что? Китай, Япония, Ближний Восток, Северная Африка».

Аналитики обращают внимание на то, что бизнес сейчас зажат в тисках. С одной стороны, «курсом на торговую изоляцию от Запада», с другой — «курсом на прорыв западной торговой блокады». Новая надстройка контролеров из налоговой, таможни и ЦБ выступит модератором и будет определять, в какую сторону «дружит» та или иная компания. Вопрос только в том, нужно ли это, указывает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «На практике это означает, что на финансовом рынке средства нерезидентов будут заморожены еще достаточно длительный срок и российские компании будут еще долго отрезаны от западного оборудования и технологий. Действительно, российская экономика страдает и от санкций, и от контрсанкций, она становится все более изолированной и варится в собственном соку. Надежды на то, что Китай станет большим инвестором, пока не оправдываются, хотя, с другой стороны, товарооборот между Россией и Китаем, между Россией и Турцией растет. Но пока это не решает задачу оснащения российской экономики передовым оборудованием и ее модернизации, это можно сделать только в партнерстве с западными странами».

К слову, еще в мае Минфин критиковал другой законопроект — предлагалось разрешить бизнесу не исполнять контракты, если он докажет, что это стало невозможно из-за санкций. Ведомство опасалось, что это создаст условия для злоупотребления правом. Законопроект в итоге так и завис на первом чтении в Госдуме. Новый проект, уже от самого Минфина, тоже пока не более чем предложение.