Войти в почту

Яхты российских миллиардеров как головная боль

Российский Forbes сообщает, что действия по аресту суперъяхт российских владельцев обойдутся странам, задержавшим их, в сотни миллионов долларов. И если раньше на содержание роскошных лодок не жалели денег их владельцы, то теперь расходы легли на плечи американских и европейских налогоплательщиков.

Яхты российских миллиардеров как головная боль
© BFM.RU

Подсчеты журнала касались исключительно суперъяхт, арестованных в Германии, Италии, Испании, Франции и на Фиджи. Их суммарную стоимость издание оценивает более чем в 2 млрд 300 млн долларов. В своих дальнейших подсчетах издание опирается на заявления владельца одной из яхт и данные агентства Bloomberg о том, что ежегодные расходы на содержание и обслуживание такого судна составляют около 10% ее стоимости. Хотя расходы, конечно, в любом случае немаленькие, но все же эта оценка сильно завышенная, считает совладелец и генеральный директор «Роял яхт клуба» Антон Долотин:

Антон Долотин совладелец и генеральный директор «Роял яхт клуба» «Если говорить о 10%, то это можно потратить, активно лодку эксплуатируя: зарплаты экипажа, страховка в целом на судно — 0,5-0,7%. 10% — это слишком упрощенная формула. Чем больше лодка, математически меньше в процентах от стоимости стоит ее удержание. Я думаю, что в процентах это может быть 4-5%, не больше. При этом мы говорим о цифрах, когда лодка активно эксплуатируется: на ее борту живут гости, владельцы покупают шампанское, топливо и так далее».

Возможно, что владельцы и сами бы хотели контролировать содержание своей арестованной собственности и платить за нее. Но и это невозможно, так как их заграничные счета арестованы, говорит адвокат «Форвард Лигал» Данил Бухарин:

Данил Бухарин адвокат «Форвард Лигал» «Арестованные яхты нельзя продать, потому что их арест — это не конфискация: собственник яхты не меняется, он лишь теряет возможность пользоваться ею. Соответственно, нужно иметь некий механизм взыскания таких расходов. Конечно, международные юрисдикции должны иметь возможность в судебном порядке взыскивать расходы за счет имущества собственников, в том числе за счет, например, денежных средств на счетах собственника. Вопрос лишь в том, есть ли такое имущество, на которое можно обратить взыскание, до которого можно дотянуться в иностранных юрисдикциях. Вопрос осложняется с учетом появившихся проблем с возможностью приводить в исполнение судебные акты одной страны к другой стране».

Ситуация с замороженной собственностью попавших под международные санкции российских бизнесменов оказалась настоящим юридическим тупиком: санкции против них в обозримом будущем никто отменять не собирается. При этом закон требует содержать арестованное имущество в надлежащем состоянии. А изъять его нельзя. Единственный пример изъятия и продажи — Axioma Дмитрия Пумпянского, проданная в Гибралтаре на аукционе. Однако это скорее исключение, так как в этом случае продажа произошла по требованию банка JPMorgan, перед которым у Пумпянского образовался долг в 21,5 млн долларов.