Войти в почту

Моисеев: деньги лучше хранить в альтернативных валютах

Кабмин обяжет госкомпании продумать планы по постепенному избавлению от «токсичных» валют, остающихся на их балансах. Но обязывать избавляться от них теперь не будут, сообщил в интервью РБК замминистра финансов Алексей Моисеев.

Моисеев: деньги лучше хранить в альтернативных валютах
© BFM.RU

В августе ЦБ предложил провести директивную дедолларизацию балансов госкомпаний, переведя их в валюты дружественных стран. Минфин эту инициативу не поддержал, так как «в ситуации отсутствия спроса это могло только дополнительно укрепить курс валют».

В качестве компромисса правительство поддержало «несколько другой формат». По словам Моисеева, сейчас готовится директива, по которой компании самостоятельно смогут разработать план действий, «чтобы что-то сделать с валютой» и по-разному это реализовать. «Кто-то, может, импорт закупит, кто-то облигации погасит», — отметил министр. Комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» Владимир Брагин:

Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал»«Немного непонятно, потому что валюта, если мы говорим даже о «токсичных» валютах, все равно они же обращаются, есть некий рынок, курс и так далее. Их удержание для российских юридических и физических лиц имеет определенные риски, но с этим как раз нужно понять, чтобы убрать привычку убегать чуть что сразу в доллар, хотя бы заставить компании не просто думать о том, что придется делать с этими валютами. То есть нужно ли будет как-то оплачивать что-то, какие-то поставки из-за рубежа, использовать валюту дружественных стран, обменные операции, то есть ответили себе на вопрос: зачем вам эта валюта нужна на балансе? Это было бы вполне понятно и полезно, с другой стороны, такие дополнительные планы мне непонятны. Как это скажется на регуляторной нагрузке, потому что это ликвидный дополнительный план для актива, но он выглядит странно, то есть понятно, что такую валюту, если не держат на балансе, ее можно купить. Но, чтобы ее можно было купить, надо, чтобы кто-то мог ее продать. Это должно быть более-менее свободное хождение. Может быть, это попытка намекнуть, по крайней мере сейчас, что неплохо бы переходить в более безопасные валюты».

Планы одной даже очень крупной компании не позволят планировать на уровне макроэкономической стабильности страны, поэтому Минфину нужно очень хорошо проработать вопрос реализации этой инициативы, считает Павел Митрофанов, генеральный директор аналитической компании «Эксперт Бизнес-Решения»:

Павел Митрофанов генеральный директор аналитической компании «Эксперт Бизнес-Решения» «Вопрос реализации — это как раз то, что Минфин должен хорошо проработать, но, очевидно, что правительству нужна общая картина. Политика и планы даже одной очень крупной компании — это важно, но не то, что позволит планировать на уровне страны. Поэтому я думаю, что должен делаться какой-то свод всего. Озвученная альтернатива — гасить валютные долги, которых у экспортеров много, и отправлять средствами импорта — это есть два основных канала, ничего другого не придумать. Просто продавать валюту, вопрос — за что? Продавать за рубли, наверное, не тот вариант, который нужен правительству, это давление на рубль. Продавать доллары и евро за новые востребованные валюты дружественных стран тоже не очень рабочий вариант, потому что так их держать тоже не интересно, они нужны для того, чтобы делать какие-то покупки. Поэтому планирование и прогнозирование тех двух главных каналов использования токсичной валюты и будет целью, именно их и хотят прогнозировать, но другие направления тут не рассматриваются всерьез. Обязательство продавать доллары уже сработало, сработало сильно, рубль не просто укрепился, а переукрепился, с точки зрения бюджета, того, как потом эту валютную выручку государство может использовать, имея рубли. Поэтому точно уже не нужно и не будет нужно, мы уже ослабили все требования по обязательству продажи. Но то, что валюта, доллары и евро, создает риски и для экономики, и для компаний с учетом санкционного давления, возможных новых ограничений, желание лучше понимать и влияние на курс, и при этом остатки по этой валюте, понятно и вполне логично».

В начале августа Банк России рекомендовал компаниям реального сектора перевести накопления в долларах и евро в валюты дружественных стран. Для компаний с госучастием правительство должно выпустить соответствующие директивы, указал ЦБ, пообещав принять меры для сокращения операций банков в долларах и евро.

При этом в июле глава ЦБ Эльвира Набиуллина исключила возможность полного запрета хождения наличных долларов и пообещала, что валюты продолжат обращаться «даже в самом апокалиптическом сценарии».