СМИ пишут, что итальянские товары попадают в Россию через Турцию
Турцию внезапно охватила мода на все итальянское. Разве что так можно попытаться объяснить аномальный расцвет торговых отношений Рима и Анкары. Как пишет Corriere della sera со ссылкой на Национальный институт статистики Италии, в июне итальянский экспорт в Турцию достиг 1 млрд 400 млн евро. Это исключительная цифра. Для сравнения: в феврале объем составлял только 900 млн евро и за последние десять лет ни разу не превышал отметки в 1 млрд евро.
В статье отмечается, что тенденция контринтуитивна: с учетом ослабления лиры спрос на импортные товары в Турции должен падать, а не расти. По мнению газеты, это свидетельствует о роли Турции в поставках в Россию санкционных товаров. Тем более что, как сообщил в начале недели Турецкий институт статистики, экспорт из Турции в Россию тоже ставит рекорды: только за первое полугодие объемы торговли двух стран достигли 27 млрд евро, притом что за весь прошлый год Москва и Анкара наторговали на 33 млрд евро. Да и пробки из фур на границе Грузии и России, растянувшиеся на десятки километров, тоже смотрятся наглядно.
Можно ли считать это свидетельствами масштабов так называемого турецкого транзита? Директор Российско-турецкого делового совета Алексей Егармин сомневается:
Алексей Егармин директор Российско-турецкого делового совета «Отрицать то, что какие-то люди воспользовались ситуацией, завозят сюда по параллельному импорту какие-то изделия, конечно, тоже не стоит, это действительно так. Но я бы сказал, что это удел отдельно взятых предпринимателей, их цифры с этими не согласуются. Мы сейчас видим, что в стране появляется много товаров исключительно турецкого производства. Они там действительно неплохие, просто для них освободилось место. Если утверждать, что этот так называемый транзит образовал бы весь этот поток, что бы мы увидели? Совершенно другую картину: в магазинах если не прибавилось бы, то стало разнообразие итальянских брендов, они стали бы еще доступнее. Но доказательства мы видим совершенно другие. Действительно, достаточно большое количество турецких товаров замещается. Это и легкая промышленность, и позиции машиностроения, и электротехническая промышленность, и даже электронная. Я думаю, что проблема не такая большая, как ее пытаются представить».
Тем не менее, как пишет итальянское издание, на Западе уже ведется подготовка доклада о странах, которые помогают России обходить санкции. По словам источников газеты, комиссию возглавляют экс-посол США в России Майкл Макфол и представитель офиса Зеленского Андрей Ермак. Сообщается, что они рекомендуют Вашингтону и союзникам закрыть подобные лазейки, пригрозив странам-транзитерам вторичными санкциями. Перспективу оценивает гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «Это самый сложный и самый животрепещущий вопрос, которым мы все, как логистические операторы, как участники этой цепочки поставок, задаемся: «Когда и будет ли вообще реакция Запада на турецкий транзит?» Ведь это шито белыми нитками. Чтобы понять, что товары в Россию поступают через Турцию, вообще особого ума не нужно. Достаточно поднять транзитные декларации, контракты — это все есть в аналитике европейской таможенной системы и в турецкой таможенной системы. Но, скорее всего, Турция не просто страна-транзитер, там наверняка имеет место геополитический торг, при котором такая роль Турции одобряема, в том числе в «недружественных» странах. Я не думаю, что если были бы желание и возможность закрыть этот транзит, ни Америка, ни Европа этого бы не сделали. Это сделать крайне просто».
Corriere della sera прямо обвиняет Анкару в содействии обходу западных санкций, однако даже если итальянские товары и попадают в Россию через Турцию, не все они являются санкционными. С учетом ухода с российского рынка целого ряда иностранных компаний их товары теперь попадают в страну по параллельному импорту — не через официальных поставщиков, а через перекупщиков. Даже если турецкий транзит действительно становится массовым, по нему проходят скорее брендовые сумочки, чем компоненты крылатых ракет.