Войти в почту

ВТБ будет делать переводы во Вьетнам в местной валюте

От старого друга — в дружественную страну. ВТБ запустил переводы во Вьетнам в местной валюте — донгах. Что говорит российский бизнес, работающий во Вьетнаме, и как развиваются торговые отношения двух стран?

ВТБ будет делать переводы во Вьетнам в местной валюте
© BFM.RU

Гендиректор компании «Астера» Алексей Филимонов работает во Вьетнаме два года. Сначала был просто инвестором в девелоперские проекты, потом занялся непосредственно бизнесом на месте. Свою работу в этой стране он описывает словом «замечательно». Рынок недвижимости из-за эффекта низкой базы растет по 20% в год. Но после начала спецоперации на Украине российскому бизнесу стало уже не так замечательно. По словам предпринимателя, местным банкам дали указание проводить тщательный аудит всех операций, связанных с Россией. В начале марта бизнесмен пришел в свой банк, и ему сказали, что пока не принимают платежи из России. Для сравнения, Алексей Филимонов рассказывает, как вьетнамские банки контролируют транзакции местных жителей, которые легко переводят друг другу огромные суммы:

Алексей Филимонов гендиректор компании «Астера» «Я вообще хочу сказать, что рынок Вьетнама бодрый, здоровый. Там можно зарабатывать достаточно быстро достаточно хорошие деньги, потому что там растущая экономика, они растут быстрее Китая сейчас. У них банковская система все-таки отличается от нашей, там нет автообмена ни с Западом, ни с нами. Меня всегда удивляло, как они там друг другу, физлица, переводят огромные суммы денег со счета на счет без всяких обосновывающих документов, у нас бы сразу все заблокировали, а там можно перевести товарищу полмиллиона долларов, и, в общем, никто тебе не позвонит».

Пришлось пользоваться услугами вьетнамской «дочки» одного из российских банков. Платежи идут, но с разницей по отношению к курсу в 30%, поэтому желание совершать такие операции быстро прошло. Когда Business FM разговаривала с бизнесменом, он уже знал, что ВТБ запускает переводы из России во Вьетнам в донгах. Можно будет переводить до 20 млн рублей за раз, а в месяц не больше миллиона в долларах. С комиссией всего в процент. Правда, предприниматель задается вопросом: а какой будет курс? К слову, уже несколько лет на Московской бирже планируют запустить торги рубль/вьетнамский донг, но пока так и не запустили. Business FM в целом спросила Алексея Филимонова, как, по его ощущениям, развиваются торговые отношения России и Вьетнама:

Алексей Филимонов гендиректор компании «Астера» «Как вот ушли после коллапса Советского Союза, так присутствуем в каких-то отраслях там, производство автомобилей, конечно, торговля идет, то есть очень много наших посредников возят оттуда сухофрукты, фрукты, морепродукты, но по большому счету я не могу сказать, что там какая-то большая русская тусовка. Там, я думаю, основные — это Корея, Япония, американцы, Сингапур. При политически благоприятном курсе, то есть вроде на словах все поддерживается, экономически точно у них основной партнер — Запад».

Эту мысль подтверждает и статистика. Мы с советских времен были очень добрым другом Вьетнама. Эта страна и сейчас для нас дружественная. Но если смотреть на торговлю, то главный друг Вьетнама — это его бывший главный враг США. Товарооборот России и Вьетнама в прошлом году — чуть более 7 млрд долларов. Товарооборот США и Вьетнама в 2021-м превысил 111 млрд в американской валюте. Штаты сейчас второй торговый партнер Вьетнама после Китая. И еще о нежных отношениях Вашингтона и Ханоя. Когда при Трампе США развязали торговую войну с Китаем, то ее бенефициаром стал Вьетнам. Он резко нарастил экспорт в Америку электроники и оборудования. Правда, поговаривали, что эти товары сначала приходили во Вьетнам из Китая, какое-то время лежали на складах, а потом отправлялись в Штаты. В России такое явление знают под названием «белорусские креветки». Вьетнам — быстроразвивающаяся страна, население достигло почти 100 млн человек. Для России она может стать плацдармом, где будут собирать высокотехнологичное оборудование, предполагает гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:

Денис Кусков гендиректор аналитического агентства TelecomDaily «Строительство завода любого, будь то электроники либо автомобильного, обходится гораздо дешевле, чем в других странах, благодаря климату. Рабочая сила стоит тоже не очень дорого, и все это дает в совокупности возможности качественного производства на иностранном оборудовании прежде всего. И для нас Вьетнам может быть неким плацдармом, на территории которого мы могли бы собирать различные устройства, в том числе с определенным уровнем локализации, как, допустим, те же процессоры «Байкал Эльбрус», которые выпускались на Тайване».

Правда, еще неизвестно, пойдет ли на такое сотрудничество Вьетнам. Вспоминается, как «Силовые машины» строили в этой стране теплостанцию, но в 2018 году США ввели против компании Алексея Мордашова санкции. И Вьетнам приостановил работу. А та санкционная война не идет ни в какое сравнение с нынешней. Ну а пока мы поставляем Вьетнаму в основном металлы, сырье и, конечно, оружие. Он нам — оборудование и текстиль. Хотя, конечно, переговоры ведутся, громкие слова произносятся. А 27 июля, как раз когда ВТБ объявил о переводах в донгах, исполнилось десять лет стратегическому партнерству России и Вьетнама, с чем Москва поздравила Ханой. Обыватель же при словах «вьетнамские товары», наверное, вспомнит лишь мазь «Звездочка» и сушеные бананы.