В Росфинмониторинге объяснили, где можно расплачиваться криптовалютой
В России платить биткойнами и эфирами запрещено законом, но при согласовании с ЦБ и Правительством для зарубежных расчетов применение крипты, возможно, было бы целесообразным. Например, когда надо поддержать отечественных производителей, пытающихся в условиях жестких санкций продвигать свой товар на международных рынках. Прозрачности процесса помогут уже действующие в цифровой среде российские программные продукты, позволяющие точно отследить движение электронных денег до конечного получателя. Об этом заявил директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин на «правительственном часе» в Совете Федерации 8 июля.
В условиях санкций вполне допустимо
Когда Россия находится под всеобъемлющими санкциями, позиции Росфинмониторинга в международной группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) пока сохраняются, «хотя и слышны предложения исключить из нее Россию», рассказал сенаторам Юрий Чиханчин. Он отметил, что неприятным следствием такого шага могло бы стать отключение России от всех возможностей проводить расследования финансовых операций с коллегами за рубежом. В том числе на рынке криптовалют, которые нередко используют злоумышленники в криминальных схемах.
Поэтому сенатор Андрей Клишас спросил, что предпринимает Росфинмониторинг для пресечения незаконной деятельности в криптосреде и не требуется ли ему дополнительная правовая поддержка.
«Движение в этом направлении на территории России есть, — заверил Чиханчин. — Стандарты FATF определяют так: либо запретить криптовалюту, либо урегулировать. В России уже появились цифровые активы, некие элементы регулирования, уголовного наказания. Но этого пока недостаточно».
По словам Чиханчина, в мире зарегистрировано 13 тысяч криптовалют, сотни различных бирж, некоторые из них находятся в неурегулированном законодательством секторе. «Я думаю, что тот путь, который проводим с Правительством и отрабатываем меры регулирования с Центробанком, приведет нас к решению проблемы», — заверил он.
Сенатор Максим Кавджарадзе осведомился, можно ли тогда использовать цифровые деньги на внешних рынках, чтобы оказать помощь отечественным компаниям-экспортерам. Руководитель контрольного ведомства пояснил, что тема актуальна для бизнеса, «особенно в международных расчетах», но важно понимать, что при расчетах криптоденьгами должен быть четко обозначен бенефициар, тот, «с кем именно выстраиваем отношения».
«Есть некая особенность крипты. И если цепочки на различных биржах регулируемы и контролируемы, то, наверное, такие расчеты допустимы», — уточнил Чиханчин, добавив, что более конкретно этот вопрос надо проработать с ЦБ и Правительством.
Он сказал также, что ведомство недавно запустило программный продукт, который позволяет выходить как на отправителя, так и на получателя криптовалюты.
Не сокращать финансирование, а наоборот
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, оценив результаты деятельности Росфинмониторинга, назвала его систему контроля за прохождением средств одной из самых эффективных, причем она постоянно совершенствуется и развивается. Поэтому экономить на полезной для общества службе не стоит: «Понятно, что бюджет следующего года будет непростой и нужно максимально эффективно пройтись по всем министерствам, ведомствам и службам, и все, без чего можно прожить, где есть лишний жирок, надо сократить. Но такой подход — минус 10 процентов под одну гребенку — мне кажется, концептуально неправильный. Где-то можно и 20 процентов, а где-то вообще не стоит трогать».
«Что касается Росфинмониторинга, мне кажется, что это тот случай, когда не надо сокращать финансирование, а может, стоит усилить. Потому что это такая сфера высоких технологий, где надо совершенствовать программы, оборудование, где необходимо удерживать IT-специалистов», — добавила Матвиенко.
Она напомнила, что Правительство приняло хорошие меры поддержки IT-сектора — много льгот и преференций, но в государственном секторе IT-сфера также играет важную роль — так почему на нее не распространяется эта норма?
«Мы сейчас придем к тому, что специалисты высокой квалификации уйдут в частный сектор. Давайте, вернемся к этой теме, и уж если поддерживаем IT-сектор, то его везде нужно поддерживать. В том числе специалистов, работающих в этой сфере», — призвала спикер Совфеда.
По ее словам, в прошлом году Росфинмониторинг сработал весьма результативно: на 23 процента уменьшился объем сомнительных операций с участием фирм-однодневок, примерно в тех же пропорциях сократились сомнительные операции в банковском секторе. Кроме того, в прошлом году ведомство выявило в целом ряде стран незаконно выведенные из России средства.
«Есть результат, и, конечно, резать курицу, которая несет золотые яйца, уменьшая ей финансирование по меньшей мере неразумно», — полагает Валентина Матвиенко.