Футбольные клубы обзаводятся фан-токенами. В чем их отличие от других цифровых активов?
Фан-токен — это цифровой жетон, который футбольный фанат может приобрести за пару-тройку евро в специальном мобильном приложении Socio. Выглядит он как карточка, на которой изображен логотип любимого клуба болельщика. Чтобы купить фан-токен, ему необходимо внутри приложения обменять свои деньги на внутреннюю валюту под названием Chiliz.
Владение цифровым жетоном дает фанату право получить бонусы вроде билета на VIP-трибуну и майки с автографом. Но главная фишка виртуальных сертификатов — это возможность за счет участия в опросах влиять на решения клуба. Правда, не на операционные, а скорее на символические. К примеру, выбирать цвет формы или название тренировочной базы.
Позволяет такая цифровая монета и заработать на колебаниях цен. Хотя эта ее особенность, характерная для всех криптовалют, воспринимается фанатами неоднозначно. Так, в конце прошлого года болельщики нескольких английских клубов протестовали против введения фан-токенов, потому что считали, что они представляют собой финансовые пирамиды. Кроме того, по мнению фанатов, цифровые жетоны ставят в неравное положение поклонников команды с разным уровнем дохода, а еще обогащают владельцев спортивных коллективов. В результате протестов в Англии выпуск виртуальных жетонов или приостановился, или вовсе был отменен.
В других же странах отношение к такого рода поддержке со стороны болельщиков оказалось более лояльным. Своим фан-токеном уже обзавелись почти все звездные клубы вроде каталонской «Барселоны» и туринского «Ювентуса». Появился в начале этого года цифровой сертификат и у московского «Спартака» однако сейчас он в приложении недоступен. Продолжит автор Sports.ru Ярослав Сусов:
Ярослав Сусов автор Sports.ru «Явный бум этих токенов был, наверное, четыре-пять месяцев назад. Тогда активно выходили новые команды на этот рынок, особенно это распространялось в Турции, Англии, Италии. И готовились выходы команд не из футбола, например из киберспорта или из «Формулы-1», это гоночные команды, может быть, что-то связанное с единоборствами. Но сейчас, насколько я понимаю, все немножечко на стопе, объем операций стал гораздо меньше. Стоимость операций тоже стала гораздо меньше из-за того, что криптовалюта стоит уже совсем других денег».
Текущую ситуацию на крипторынке аналитики уже успели прозвать «криптозимой». На днях курс биткоина упал до нового минимума с декабря 2020 года, а за прошедшую неделю он подешевел на 23%. Инвесторы ожидали повышения ставок ФРС и массово выходили из цифровых активов. Давят на рынок и опасения по поводу новых обвалов котировок стейблкоинов — монет, которые до недавнего времени считались безопасными для вложений.
На этом фоне под риски попадает и валюта Chiliz, которая, кстати, еще и торгуется на Binance. При этом фан-токены, в отличие от ряда других виртуальных активов, всегда имеют определенную ценность. Поэтому они менее восприимчивы к негативной динамике криптовалюты, считает гендиректор «Крипто-А» Алена Нариньяни:
— Колебание этой монеты на рынке будет сильно ниже, чем колебание других проектов. И сильно ниже, чем колебание NFT, допустим, потому что NFT-токены и NFT-рынок в последнее время сильно разрослись до таких размеров, что часть проектов, которые выходят на рынок, не представляют никакой ценности.
— Насколько система Chiliz, на ваш взгляд, уязвима с точки зрения взломов со стороны хакеров? Вот они сами себя позиционируют как ведущего поставщика финтех-решений для спортивного рынка. По идее, она должна быть надежно защищена?
— Сегодня безопасность является одним из важных аспектов, которые проект должен дать своим пользователям. И если бы система не была безопасна, наверное, у нас уже было бы очень много новостей о том, что их взломали, особенно учитывая, что у них так вырос токен. Сейчас это лакомый кусочек для хакеров.
Виртуальные активы выпускают уже и сами футболисты. Аргентинец Лионель Месси, благодаря которому фан-токен ПСЖ в августе 2021 года подорожал на сотни процентов, создал на фоне своего трансфера в парижский клуб собственную коллекцию цифровых артов. Ее сразу же оценили в несколько миллионов долларов.
Есть также игроки, которые предпочитают рекламировать разные блокчейн-проекты у себя в соцсетях. Однако зачастую спортсмены не отдают себе отчет в том, насколько легальным бизнесом занимается их спонсор. Четыре года назад, к примеру, на сотрудничестве с мошенниками попался футболист Луис Суарес и боксер Флойд Мейвезер. Штрафные санкции SEC против них вводить не стала, но предупреждение вынесла.