Войти в почту

Дефицит — следствие климатической проблемы

Почему еда дорожает второй год подряд? Ответ прост: пищи поставляется на рынки меньше, а число алчущих «ртов» растет.

Дефицит — следствие климатической проблемы
© Вечерняя Москва

В этом году, сообщает Всемирная продовольственная программа ООН, голод настигнет 47 миллионов человек по всему миру. Добавим — тех, у кого не хватит денег на покупку еды. С середины 2020 года ООНовский показатель мировых цен на продовольствие подскочил более чем на 70 процентов. В прошлом году рост цен любили объяснять атакой вируса на человечество. Да, это способствовало продовольственной инфляции. Но не вирус изначально породил рост цен.

Сейчас отмечается, что на беду работает паника, когда страны одна за другой вводят запреты на экспорт зерна. Экономисты с тревогой наблюдают за ростом протекционизма, который уже находится на самом высоком уровне со времен кризиса 2007 и 2008 годов. Наблюдались и экзотические попытки объяснить глобальную проблему военными действиями на Украине. Но эксперты ООН четко заявили, что «даже если конфликт завтра закончится, наша проблема продовольственной безопасности не исчезнет в ближайшее время без согласованных действий». Экономист Андрей Мовчан говорит жестче: «В мире ежегодно несколько миллионов человек умирают от голода. Так устроена жизнь. В этом году умрут больше».

Все называемые причины нехватки, вернее, подорожания еды, на самом деле лишь следствия действительно серьезной проблемы — климатической. Деятельность людей увеличивает скорость потепления на планете, ведет к засухам, потопам и так далее. Об этом написал недавно нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман: «Благодаря человеческой изобретательности мы будем справляться с природным вызовом — пока уже не сможем противостоять, потому что масштабы кризиса превысят даже способность современного общества к адаптации. Я думаю о нашей реакции на изменение климата как о резиновой ленте, которую можно долго растягивать, пока она внезапно не порвется. И тогда начнутся мегасмерти. Хотелось бы, чтобы мой вывод был преувеличенным. Но думаю, что я просто реалист».

Кругман при этом уверен, что климатический кризис в высшей степени разрешим, но в том и риск трагедии, если человечество, политики не поспешат развить уже имеющийся впечатляющий прогресс в области возобновляемых источников энергии.