Войти в почту

NFT — это уже не модно?

«Продажи NFT едва дышат», — рубит сплеча автор заголовка WSJ. Газета ссылается на статистику отраслевого портала NonFungible о числе сделок с невзаимозаменяемыми токенами. Пика популярности технология достигла в сентябре прошлого года, когда игроки ежедневно проводили порядка 225 тысяч транзакций с NFT.

NFT — это уже не модно?
© BFM.RU

Сегодня цифры гораздо более скромные — около 19 тысяч сделок в день, падение на 92%. Американский Insider приводит конкретные примеры. В прошлом году NFT на основе первого твита основателя Twitter Джека Дорси купили за 2,9 млн долларов. В апреле держатель токена выставил его за 48 млн, но не получил ни одного предложения выше 14 тысяч долларов. Другой криптоэнтузиаст купил NFT от рэпера Snoop Dogg за 32 тысячи, а при попытке продажи самый щедрый покупатель предложил ему 200 баксов.

Не лучше новости и у портала Decrypt — когда в начале мая крупная криптоплощадка Coinbase запустила свой NFT-маркетплейс, в первые сутки на нем зарегистрировались менее 150 человек. Так что, NFT мертвы, расходимся? Мнения озвучивают гендиректор «Крипто-А» Алена Нариньяни и директор АО «Промышленные криптосистемы» Михаил Чеканов:

Гендиректор «Крипто-А» Алена Нариньяни:

«Хоронить рынок NFT, на мой взгляд, абсолютно точно рано, потому что на самом деле технология NFT — это значительно больше, чем просто веселые картинки, которые имеют под собой одного владельца. NFT-токены, которые обезьянки, картинки, собачки и иже с ними. У NFT-технологии есть очень большие перспективы. И перспективы эти могут действительно улучшить жизнь современного человека, сделать ее проще, избавить ее от бюрократии, сделать тот же самый реестр недвижимости, если перевести в такую технологию, то можно гораздо быстрее подтверждать свое право собственности на тот или иной объект. И это только один из примеров, которые можно привести».

Директор АО «Промышленные криптосистемы» Михаил Чеканов:

«Как с любой новой технологией, есть взлеты, есть падения. Вот взлет NFT в том виде, в котором он пиарился предыдущие два года, он, безусловно, закончился. То есть все деньги, которые требовалось отмыть, уже отмыли, соответственно, правоохранители научились прослеживать эти транзакции и аналитические кампании, то есть этот механизм больше не работает. Поэтому остается только ждать, когда эта технология NFT в качестве идентификатора свидетельства права на какую-то интеллектуальную собственность будет приведена уже в соответствие с законодательством. Это, я думаю, перспектива уже ближайших трех-пяти лет. Так что, наверное, в такой долгосрочной перспективе мы про NFT еще услышим».

Действительно, от технологии надежного учета диджитал-собственности вроде бы должна быть польза. Например, на заре NFT такие токены называли будущим цифрового искусства. Мол, сейчас молодые дизайнеры рисуют картинки в рабочий стол, и их все копируют — а технология придаст JPEG уникальность, необходимую для их продажи. Мало кто не слышал про художника Beeple, который продал NFT своей работы на Christie’s за 69 млн долларов. Оправдались ли надежды? Комментирует директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:

Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «NFT — это прекрасная технология. Это действительно уникально: как сама идея, что можно произведение искусства делать в технологии блокчейн. Но мы прекрасно понимаем, что весь успех Beeple и далее по списку основан не на качестве искусства, а на их популярности среди тех людей, которые заработали те же криптоденьги и так же легко их тратят, как и заработали. И примеров успешных, когда художники делают что-то в NFT, достаточно мало. Наверное, я со своей стороны могу сказать, что единственный проект, который мне кажется успешным, — это когда Такаси Мураками сделал проект со своими семечками цветов, которые можно выращивать в NFT. Это действительно мне кажется успешным проектом. Все остальное пока находится в зачаточной фазе. И оценивать это как полноценный рынок или как музейное искусство пока очень трудно. Я бы назвал это больше словом «хайп», но пока на данном этапе это не более того».

Хотя оптимизм по поводу перспектив NFT декларируют немало участников рынка, нельзя забывать про конфликт интересов. Цена криптоактивов крайне зависима от настроений инвесторов — без пресловутого хайпа никто в здравом уме не платил бы сотни тысяч долларов за картинки с обезьянами — так что даже если держатель NFT опасается будущего, у него есть стимул говорить, что все будет тип-топ. Но пока перед нами есть факт: число сделок с NFT с прошлой осени сократилось более чем в десять раз.