Войти в почту

Китайская засада. Экспортеры ходят по минному полю

Приморские предприятия-экспортеры оказались в трудном положении. Ограничение торгового сотрудничества с иностранными государствами не позволяет им полноценно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в прежних объемах. Единственная надежда теперь на Китай, вся работа с которым в последнее время стала прогулкой по минному полю.

Китайская засада. Экспортеры ходят по минному полю
© Konkurent.ru

В прошлом году Приморье вело бизнес с десятками стран, если верить статистике. При этом крупнейшим получателем товаров из региона в 2021 г. с суммарной стоимостью 1,26 млрд долларов стала Южная Корея. Китай получил товаров на сумму 1,19 млрд долларов с падением 10%. Экспорт в Японию увеличился на 80%, до отметки 482,55 млн долларов. Вывоз товаров в Бельгию поднялся до уровня 175,02 млн долларов, наращивание экспорта в Индию достигло объема в 38,7 млн долларов. Вывозили не только рыбу, морепродукты, лес и сою, но и шоколад, мороженое, мед и алкоголь.

После 24 февраля все изменилось. Проблемы начали испытывать все. «Потенциальные покупатели в других странах от нашего меда уже отказались», – указывает Рамиль Еникеев, председатель Союза пчеловодов Приморского края.

«Некоторые восточные партнеры из-за введенных санкций не могут принимать товары из РФ, и нашим компаниям-экспортерам приходится искать новые рынки сбыта, а иногда и варианты для обхода санкций. В прошлом году мы поставили очень много леса и пиломатериалов, но сейчас почти все поставки в Японию «на паузе», – говорит в свою очередь Кирилл Власов, руководитель отдела логистики компании «Азия Лог».

Выручить мог бы КНР, но его рынки по-прежнему «болеют» коронавирусом. Вадим Воложанин, руководитель московского подразделения ООО «Азия-Л»: «После начала пандемии в Китае вводятся постоянные карантины, ограничения, запреты, перекрываются крупные города и агломерации. И неизвестно, сколько это еще продлится, правительство Китая ведет себя по отношению к коронавирусу гипернастороженно».

Ситуацию осложняют санкции. Во-первых, значительно сузились возможности компаний брать кредиты, вкладываться в поддержку производства и продвижение товара. Во-вторых, даже производство, ориентированное на китайский рынок (например соеводство), зависит от поставок зарубежного оборудования и комплектующих, а в случае с сельским хозяйством – еще и от семенного фонда, который на 50–90% по отдельным сельхозкультурам формировался за счет импорта.

В-третьих, те же проблемы с разладом логистических цепочек, от которых страдают импортеры, характерны и для экспортеров.

Определенные проблемы создает и укрепление рубля. Стоимость ГСМ, оборудования и комплектующих (даже тех, что производятся в России) поднялась и вряд ли опустится; при этом объем продукции, который китайцы могли купить на одну и ту же сумму в юанях, уменьшился. Привлекательность продукции снизилась, доходы экспортеров – тоже. Хотя при укрепившемся рубле, по идее, им будет дешевле закупать зарубежную продукцию, но нужно учитывать, что, по новым правилам ЦБ, экспортеры обязаны не менее 80% валютной выручки конвертировать в рубли, что чревато потерями на кросс-курсе при дальнейшем переводе средств снова в валюту.

«Понимая всю сложность ситуации и видя собственные перспективы, контрагенты из Китая готовы покупать наш мед лишь за бесценок. Потому что знают, что смогут поставлять его в другие страны уже по совсем другой цене», – сетует Рамиль Еникеев.

Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината, рассказал, что с поставками российской продукции в Китай все предельно просто: запросы увеличиваются ровно тогда, когда в России растет доллар: «Как только американская валюта переходит за планку в 70–75 руб. за доллар, к нам поступает шквал звонков от китайских партнеров. На их спрос ни кризисы, ни коронавирус не влияют. Сейчас, на фоне укрепления рубля, мы снова стали «большому брату» неинтересны. Простые и понятные правила игры. И они распространяются фактически на всех российских производителей, работающих с КНР».

Продвигать конкретный бренд в КНР и раньше было очень тяжело, учитывая перенасыщенность местного рынка, отсутствие сформированного позитивного имиджа продукции и высокие затраты на раскрутку товара, которые большинству компаний были не по карману. По словам Кирилла Власова, разговоры о целевой поддержке экспортеров ведутся давно: предлагается кредитование, субсидии для покрытия транспортных расходов, помощь в сертификации продукции и в выходе на зарубежные маркетплейсы, организация выставок за рубежом и различные налоговые послабления.

«Но, к сожалению, мелкие компании часто сталкиваются с трудностями при получении субсидий: высокой процентной ставкой, жесткими требованиями, необходимостью предоставления значительного количества дополнительных документов, длительными сроками ответов и простыми отказами в связи с недостатком финансирования», – отметил Власов.

Региональное министерство экономического развития признает наличие кризиса в сфере экспорта и собирается помогать предпринимателям очередными субсидиями за затраты. Это следует из нового проекта постановления правительства Приморского края, который сейчас проходит общественное обсуждение.

Евгений Никифоров, индивидуальный предприниматель (ранее занимал должность руководителя Центра развития экспорта Приморского края): «Не очень понимаю, что планируют субсидировать, но считаю в текущей ситуации это неэффективным: всех поставщиков на системной основе они все равно поддержать не смогут, а разовые вбросы картину экспорта совершенно не изменят, только «расстроят» тех, кто получить субсидию не успеет. Вообще субсидии как инструмент не работают – это замыливание глаз с одной стороны: «Мы же помогаем экспортерам!» С другой стороны, расслабляет самих производителей, которые вместо того, чтобы работать с повышением конкурентоспособности своего продукта на мировом рынке (снижение себестоимости производства, повышение качества и эффективности производственных процессов), просто получают компенсацию части расходов. Требуются, как и многие годы уже, системные меры: модернизация дорог к пунктам пропуска; модернизация пограничных переходов и расширение пунктов пропуска, увеличение пропускной способности; создание центров по консолидации, сертификации и подготовке к экспорту партий малых производителей; создание механизма упрощенной торговли в КНР в формате ярмарок. К сожалению, этого до сих пор не сделано.

Тем не менее набор мер государственной поддержки на уровне федерации и региона сегодня максимально широк и закрывает все этапы выхода и продвижения на экспорт – кроме маркетингового продвижения готового продукта в отдельной стране. Могу сказать, что для того, чтобы начать экспортировать, сегодня созданы все условия – изучение рынков, подготовка и адаптация продукции, продвижение и поиск партнеров, программы обучения и акселерации, и многие очень хорошие, и многое другое. Нужно просто уметь добывать информацию и пользоваться этими инструментами. Да, компетенции сотрудников институтов поддержки оставляют желать лучшего, бюрократия зашкаливает, и иногда хочется все бросить и выразиться нецензурно, но, видимо, это плата за иногда очень дорогостоящие услуги, которые можно получить бесплатно».