Войти в почту

Будут ли опять продавать пиво на заправках

Автомобилисты со стажем помнят, что вообще-то пиво на АЗС одно время спокойно продавали. "Но 11 лет назад были внесены изменения в ФЗ-171 о регулировании оборота алкоголя, - напомнил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - И с тех пор магазинам при заправках запретили торговать пивом". Идею тогда публично объясняли заботой о здоровье и безопасности людей. Пить вообще вредно, а в особенности - когда рядом руль и огнеопасные вещества. Но глава РТС видит в продвижении этого закона участие лоббистов-защитников сетевых магазинов.

"Запрет продажи алкоголя на АЗС никак не влияет на безопасность и не сумел победить проблему алкоголизации, - добавил Евгений Аркуша. - Если человек захочет выпить, он найдет, как это сделать". Банально в ближайшем гипермаркете можно купить хоть ящик пива, и никто не посмотрит, за рулем человек или нет.

Во Франции, Италии, Германии, Бельгии и Латвии и сейчас можно купить пиво на АЗС, отмечает Ораз Дурдыев. И ничего - крупных пьяных аварий не происходит. Правда, в Европе на заправках люди вообще привыкли отовариваться, а не просто заправляться. В целом на континенте, подчеркнул собеседник "РГ", пиво и еда приносят АЗС до 80 процентов дохода. А у нас - только 20. И хотя цены на топливо в России давно вызывают неоднозначную реакцию водителей, сами операторы АЗС говорят о проблемах: в прошлом году, отметил Евгений Аркуша, заправки в целом отработали в минус. Поэтому и РТС, и производители пива только за возвращение напитка на заправки. Евгений Аркуша отдельно указал: в случае положительного решения пиво можно будет только купить, а распивать на АЗС все равно будет нельзя.

"Как показывает мировая практика, снятие ограничений не приводит к росту чрезмерного потребления алкоголя и аварийности на дорогах", - добавил Ораз Дурдыев.

Вопрос о возвращении пива на АЗС обсуждается уже несколько лет. Еще в 2018 году представитель вице-премьера Дмитрия Козака подтвердил "РГ", что ряд нефтекомпаний предлагали разрешить торговлю алкоголем на заправках. В 2020 году эту идею выдвигал минпромторг - в качестве одной из мер поддержки общепита и торговли в условиях коронавируса. В конце 2021 года идею о разрешении торговли слабоалкогольными напитками на АЗС поддержало минэнерго. "По нашим расчетам, это даст 0,3 рубля на литр увеличения выручки АЗС. Учитывая, что иногда они низкомаржинальны, потому что оптовые цены иногда растут, и они испытывают проблемы, это может улучшить экономику АЗС", - говорил министр энергетики Николай Шульгинов в эфире телеканала "Россия 24".

Поводом для возвращения пенной дискуссии, вероятно, стали недавние послабления в алкогольном регулировании в Москве. Столичное правительство приняло решение о проведении эксперимента по продаже алкоголя в сезонных кафе и на летних верандах, а также в культурных учреждениях с концертными залами.

Как показывает мировая практика, снятие ограничений не приводит к росту чрезмерного потребления алкоголя и аварийности на дорогах

Для производителей пива разрешение продаж на АЗС принесет только доли процента дополнительной прибыли. А вот для заправок это может стать хорошим подспорьем, считает председатель Национального союза защиты прав потребителей и руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его словам, продажа бензина - малорентабельный бизнес, и основную прибыль АЗС приносит как раз продажа дополнительных товаров. Алкоголь может дать дополнительно примерно 5%. При этом пить от этого автолюбители больше не станут. "С таким же успехом водители могут приехать в любой гипермаркет, купить алкоголь и точно так же его употребить. Запретительная логика здесь не работает", - говорит эксперт. Тем более, что на автозаправках, скорее всего, алкоголь будет продаваться дороже, чем в обычных магазинах. И этот алкоголь будет из высокой ценовой категории - какое-то премиальное, крафтовое пиво или, например, дорогое вино.

Ассоциация производителей пива (АПП) также поддерживает идею возвращения продаж пива на АЗС. Для потребителей легализация еще одного дополнительного канала реализации слабоалкогольной продукции - это удобный способ приобрести любимый бренд, для государства - контроль продаж, а для бизнеса - повышение рентабельности компаний. Это, в свою очередь, снизит привлекательность нелегальной продукции и поддержит законопослушный бизнес в сложных условиях, считают в АПП. Кроме того, продажи пива на АЗС - цивилизованный способ реализации слабоалкогольной продукции, так как он формирует основу ответственного потребления.