Мария Бутина: Перспективы избраться на второй срок у Байдена нет
Патриотизм американцев — формальный и во многом показной, а в России он формируется вместе с изучением истории и прочно связан со священными для людей символами, которые страна должна оберегать и защищать, в том числе от вмешательства извне. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» 6 мая сказала член Комитета Госдумы по международным делам Мария Бутина.
- Мария Валерьевна, в Госдуму внесли законопроект о приравнивании георгиевской ленты к символам воинской славы и о введении наказания за ее осквернение. Почему в России сложилось особое отношение к символам Победы?
- Символизм в политике играет огромную роль, а в нашей стране — это еще и традиция, сродни семейной. Но если семейные традиции мы можем закрепить самостоятельно, то столь важные для каждого из нас символы, как георгиевская лента, должны быть закреплены в законе, потому что поругание таких символов — это оскорбление всего народа. Особую радость мне доставляет тот факт, что закон пришел за сформировавшейся снизу нормальностью. Сначала акция по раздаче георгиевских лент была спонтанным актом, но постепенно она стала настоящим символом Победы, поэтому инициатива «Единой России» по ее защите вполне логична.
Несмотря на складывающуюся вокруг нашей страны ситуацию, Россия не может и не будет изолироваться от мира, а будет продвигать свою повестку за рубежом через соотечественников, которые уже это делают, организуя и участвуя в шествиях «Бессмертного полка», к сожалению, оказавшихся во многих странах под запретом, и, конечно, через ношение георгиевской ленты. И если кто-то допускает оскорбление или поругание наших официальных символов, у России есть, чем и как им ответить.
- Как воспитывают патриотов на Западе и в России, в чем отличие?
- На Западе все более жестко и формально. Толику этой жесткости нужно воспринять и нам. Куда бы вы ни пришли в США, если в аудитории есть человек, который участвовал в боевых действиях, все встанут и скажут: «Спасибо за службу». Исполнение гимна для них — также особый ритуал. С другой стороны, там много обязаловки и формального отношения, как, например, День ветеранов, в которые записывают участников любых боевых действий. У нас Дни воинской славы разделены, что, я считаю, правильно.
Я была одним из инициаторов ежеутреннего исполнения гимна и поднятия флага в школах. Уверена, долг каждого — знать символы страны, в том числе военные, знать историю и, конечно, гимн. Наше образование отличается от западного тем, что, помимо обучения, включает воспитание как обязательный элемент, а патриотизм — его неотъемлемая часть. В связи с этим я поддерживаю возвращение в школы начальной военной подготовки, норм ГТО, развитие поискового движения и «Юнармии».
- Не много ли милитаризма?
- Я — миролюбивый человек, но знаю, что добро иногда бывает с кулаками. Мы должны понимать: пусть ребенку никогда не пригодятся навыки самообороны, но он должен ими обладать, знать основы поведения в различных ситуациях.
- Как не допустить фальсификации истории России в наших учебниках и зарубежных?
- Эту работу Минпросвещения ведет с 2013 года. Но очень большая роль принадлежит семье и учителям: какие книги попадают к детям, какие методички под видом просветительской литературы попадают в школы. Я рада, что стала соавтором законопроекта, который запрещает иноагентам вести просветительскую деятельность, потому что детство должно быть под защитой.
Рассматривать противодействие фальсификации истории комплексно нужно и внутри страны, и вовне. Сегодня многие школьники при подготовке рефератов ссылаются на Википедию, которая не является достоверным источником.
В Интернете и соцсетях приходится вылавливать недостоверные видео, информационные фейки самого разного толка. Мы живем в период информационной революции, когда письменная и устная речь заменяется глобальным информационным пространством, в котором выигрывает тот, кто быстро и достоверно доносит свою информацию. Нам, России, в этом смысле сложнее, потому что мы предоставляем проверенные факты, а плодить фейки — это быстро и легко. Но нужно всегда оставаться на стороне правды.
- На что направлен закон, обобщающий нормы об иноагентах?
- Это первый в России закон об иноагентах, до этого были только поправки в различные документы, в которых приходилось разбираться и искать те или иные нормы. Закон впервые вводит единый реестр таких лиц и организаций, он позволяет лицам, получающим материальную или иную поддержку, избежать штрафа или более серьезного наказания, подав заявление, заявив о себе, и соблюдать закон, сопровождая распространяемую информацию специальной маркировкой, причем это не касается личных постов, например о семье. Впервые предусмотрена процедура выхода из реестра. Может быть, что кто-то попал туда по ошибке, случайно, в этом случае будет проверка. Важно, как я уже сказала, что иноагенты не смогут заниматься просветительской деятельностью, изданием литературы.
Самое главное, что закон предусматривает понятный и прозрачный порядок и регистрации, и выхода из состава иноагентов.
- Как Россия поддерживает соотечественников за рубежом?
- Большой шаг будет сделан с принятием закона, который внес президент, об упрощенном получении гражданства для соотечественников. Если у вас есть родственники в России, если хотя бы один из родителей — россиянин, ребенок получит гражданство по рождению без обязательного заявления от иностранного гражданина, который является одним из родителей. Надеюсь, что ко второму чтению удастся внести поправку о том, что, если ребенок рождается за рубежом в семье, где хотя бы один из родителей — россиянин, он также получит российское гражданство без дополнительных заявлений и согласований.
Хотела бы напомнить о важном событии. Успехом недавно завершились переговоры по освобождению и возвращению на родину нашего соотечественника Константина Ярошенко, которого без веских оснований США обвинили в контрабанде наркотиков. Наша страна сделала все, чтобы вернуть его. Я тоже участвовала в этой работе и рада, что сегодня Константин снова со своей семьей.
- Каковы перспективы вернуть Виктора Бута?
- Россия делает все возможное, чтобы и он вернулся на родину. Но это всегда зависит от желания второй стороны. Американское «кривосудие» безжалостно, ведь существуют и процедуры обмена, и возможность отбывать наказание в стране гражданства. Но ведь им и свои граждане не нужны, потому что здесь есть американцы. Тем не менее они делают все, чтобы сделать наказание жестоким, порой закрывая глаза на то, что и преступления-то не было. К сожалению, американская Фемида мне хорошо знакома. Поэтому перспектива и задача — бороться за каждого. Это то, что делают и наши дипломаты, и Комитет Госдумы по международным делам.
- С чем, по вашему мнению, связан уход пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки?
- Очень похоже на бегство крыс с тонущего корабля. Рейтинги Байдена падают, перспектив избраться на следующий срок у него нет, как и провальны шансы на победу на осенних выборах в парламент у демократической партии. Поэтому уход Псаки — не ее личный, а политический вопрос. Она достаточно молода, поэтому в лучших американских традициях она предает тех, на кого работала, чтобы иметь возможность в дальнейшем строить карьеру уже в других кругах.
Кандидатура нового пресс-секретаря в тренде. В Америке сейчас модно назначать везде афроамериканцев, мало оглядываясь на профессиональные качества человека. Мне сложно оценить профессионализм нового официального представителя Белого дома, поскольку мы о ней ничего не знаем, а во главу угла ставится пол и цвет кожи. Интересно, самим чернокожим не обидно, что их отбирают по таким признакам? Очень похоже на показуху.