В Самаре предложили указывать рядом с ценой на товар и наценку на него
Как считает автор инициативы председатель Общественной палаты региона Виктор Сойфер, это должно умерить аппетиты ретейлеров и сдержать перекупщиков. Расчет на то, что ретейл будет опасаться выставлять слишком завышенную цену. Как считает Сойфер, властям в регионах нужно проводить анализ ценообразования не только на основные продукты питания, но и на питьевую воду, стройматериалы и другие товары. Какие они у поставщиков и в конечной точке - в магазине.
Самарскому губернатору предложение показалось любопытным, и он поручил его проработать. Идеей заинтересовались и потребители - "за" в самарских соцсетях высказались 70% опрошенных. И только треть - засомневались.
- Сейчас на ценнике в магазине обязаны указывать лишь название продукта, состав, страну происхождения и итоговую цену. А для воплощения идеи в жизнь придется изменить в законе перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну. Закупочные цены ретейлер как раз держит в секрете из-за строгих условий контрактов, чтобы не возникало проблем с разными поставщиками, - поделился с корреспондентом "РГ" менеджер одной из торговых сетей города. - К тому же если в новом ценнике к оптовой цене и наценке добавится еще и стоимость товара по акции, а они все активнее возвращаются в магазины, то покупатель просто запутается в цифрах и ровным счетом ничего не поймет.
Стоит напомнить, что в разницу между закупочной и итоговой ценой товара включена не только чистая прибыль продавца, но и его затраты на транспортировку, хранение товара и многое другое. Как все это разъяснять бабушке, застывшей у прилавка? Получается, каждому заинтересованному покупателю нужно будет прочитать небольшую лекцию о том, как формируются цены.
Среди аргументов против звучат в Самаре и такие: за изменение формата ценников заплатит в итоге потребитель, ведь цена от нововведения только вырастет. Конечно, следить за ценообразованием необходимо. Но сможет ли новая строчка в ярлыке сдержать рост цен, который по большей части происходит совсем по иным причинам, - вопрос спорный.
Комментарий
Игорь Караваев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ):
- Информация на ценниках должна быть максимально простой и не вводить покупателей в заблуждение. Тем более если эта информация не несет практической пользы для конечного потребителя.
Кроме того, закупочная цена для каждого конкретного торгового предприятия является коммерческой тайной, охраняемой законом.
Как вам это?
Александр Кузьмин, заместитель председателя Думы Ставропольского края:
- Это популизм, который к реальной ситуации на рынке отношения не имеет. Покупатель ничего не выиграет. Кого мы этим хотим изобличить? Продавцов? Бизнес и так понимает, что сейчас не время для спекуляций.
Ирина Акимова, пенсионерка, Петрозаводск:
- Я считаю идею не очень правильной. Цена на товар указана, и мы сами решаем - покупать или нет. А так будут сплошные дебаты в магазине. Помните, сахар сначала стал пропадать, а потом его быстро раскупили. Вот сейчас он подорожал и никому не нужен. Так что пусть будет на ценнике одна цифра.