Politico: ФРГ поддерживает запрет на ввоз российского урана в ЕС
Германия поддержала запрет на импорт российского урана в ЕС. По данным журнала Politico, страна поддерживает ограничение цен и запрет на ввоз российского урана и комплектующих для атомной промышленности в Евросоюз. Издание сообщает, что послы ЕС и Еврокомиссия обсуждали санкции против атомной промышленности России на этой неделе. Сильнее всего к ограничениям призывали представители Польши и стран Прибалтики. Санкции могут повлиять на новые проекты в атомной энергетике, которыми управляет дочка «Росатома» в Западной Европе.
Германия выступает против атомной энергетики в целом. Страна планирует закрыть АЭС до конца года и пытается отговорить другие страны от инвестиций в атомную энергетику, пишет Politico. Санкции могут серьезно повлиять на атомную промышленность Евросоюза, так как Россия является вторым по величине поставщиком урана для стран блока. Объясняет директор АНО «АтомИнфо-центр» и главный редактор издания «АтомИнфо.ру» Александр Уваров:
Александр Уваров директор АНО «АтомИнфо-центр» и главный редактор издания «АтомИнфо.ру» «Речь идет даже не о природном уране, а о так называемом обогащенном урановом продукте. Производителей обогащенного урана в мире коммерческих всего три: Россия и Европа в двух видах — в виде концерна Urenco, который объединяет Германию, Британию и Голландию, и в виде французской компании Orano. Поэтому, если вы удаляете одного из трех поставщиков с рынка, то на рынке вы увидите реакцию, как минимум произойдет резкое увеличение цены, стоимости продукта. Но лидерами обсуждения являются страны, у которых либо вообще нет атомных станций, либо которые собираются отказаться от атомной энергетики, я имею в виду Германию, и поддерживает это, если не ошибаюсь, Польша и страны Прибалтики. Они закрывают АЭС, для них это совершенно безболезненно. А на другой стороне будет Франция, у которой 56 атомных энергоблоков, это второе место в мире после США. Не исключено, что они могут сейчас не слишком сильно выступать против эмбарго, рассчитывая, что вот у них есть запас на три года, а за три года многое изменится, может, потом это эмбарго отменят. Ну у них есть определенные технологии, у европейцев, по обогащению урана, как я уже сказал, у французов есть, и Urenco, это концерн общеевропейский. Поэтому им будет очень трудно выкрутиться, тут сложно очень предсказывать, насколько серьезно они будут подходить к этому. К сожалению, могут работать на топливе не российского происхождения, на топливе компании Westinghouse, что было показано на АЭС Украины. У американцев более жесткий бизнес, то есть сотрудничать с ними Восточной Европе будет сложнее».
Ясности в том, когда ЕС может ввести санкции против ядерной отрасли, пока нет. Проблемы с согласованием санкций могут возникнуть из-за зависимости стран Восточной Европы от российского ядерного топлива. Сильное сопротивление может исходить от Чехии, Венгрии, Финляндии, Болгарии, Румынии и Словакии. В этих странах установлены реакторы советского и российского производства, топливо другого происхождения может им не подойти. Объясняет исполнительный директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков:
Айрат Халиковисполнительный директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка «Набор стран, которые входили в набор стран Варшавского договора, в этих странах строились электростанции атомные, которые потребляли российское топливо. И на Западе, и в России применялись разные подходы к производству этих топливных ячеек. Там топливные ячейки, которые производят американские или французские компании, не подходят к тому, чтобы использовать в атомных электростанциях, которые были построены Советским Союзом. Это не такой простой вопрос, чтобы взять и отказаться от привозного урана. От отказа от российского топлива в зоне риска потребители. Для АЭС вопрос номер один — это стабильность ее работы. Если какие-то факторы вносятся, которые снижают стабильность, это прежде всего они вредят себе. Западное сообщество принимает решения, не обладая полной информацией о том, как вопрос с топливом устроен. Для поставки топлива заключаются очень долгосрочные контракты — пять лет, десять лет, то есть они не могут прямо в этом году отказаться от российского топлива. Да, они могут отказаться, но за это им надо в десять раз больше платить за отопление».
Bloomberg ранее сообщало, что «Росатом» и его «дочки» обеспечивают 35% мирового обогащения урана.