Дедолларизация экономик необходима для обеспечения мировой безопасности
Глобальные дебаты о возможном крахе доминации доллара США ведутся уже много лет. Доллар США закрепил свои позиции в начале 1970-х годов, когда США заключили сделку с Саудовской Аравией о ведении глобальной торговли энергоресурсами в долларах.
Статус доллара повысился после краха Бреттон-Вудской системы, которая, по существу, устранила другие валюты развитых рынков от конкуренции с долларом США.
Статус резервной валюты позволяет правительству США рефинансировать свой долг с низкими затратами, а также обеспечивает внешнеполитическое влияние. Николай Петров политик, публицист
Россия начала дедолларизацию своей экономики несколько лет назад, чтобы свести к минимуму последствия финансовых санкций, которые Соединенные Штаты и Европейский союз угрожали ввести в отношении нашей страны, чтобы защитить свой валютный суверенитет и компенсировать влияние их финансовых санкций. Однако, по данным Международного валютного фонда, доля доллара США в мировых валютных резервах составляла 59 процентов в 1995 году, а в 2020 году увеличилась до 59,02 процента.
Тем не менее, гегемония доллара в значительной степени сохранялась до российско-украинского кризиса. Этот кризис важен по своему геоэкономическому значению.
Россия и Украина являются крупными экспортерами таких ресурсов, как сырая нефть, природный газ, железо, сталь, пшеница и других товаров, которые оказывают непосредственное влияние на инфляцию в основных экономиках мира.
Недавнее ужесточение санкций США, блокирующих торговлю и инвестиции из Европы, Азии и других стран с Россией, Ираном и Китаем, повлекло за собой огромные убытки для союзников США.
А конфискация золотовалютных резервов Венесуэлы, Ирана, а теперь и нашей страны, вместе с конфискацией банковских счетов богатых иностранцев, покончили с убеждением, что сбережения в долларах и евро — это безопасное хранилище для инвестиций, когда мировые экономические условия становятся шаткими.
Этот звоночек многие уже услышали — прямо сейчас саудовские принцы продают свое имущество в США и Европе.
Использование торговли в качестве оружия путем введения санкций для сдерживания России был выбран основным вектором США. Россия была слишком одержима идеями свободного рынка, поэтому после приватизации ресурсов, полученные средства не использовались для финансирования и поддержки собственного сельского хозяйства или промышленности.
Однако США оказали нашей стране необходимую помощь, навязав внутреннюю опору на собственные силы. А теперь с введением санкций против России, которая была одним из крупнейших экспортеров ресурсов, санкции начали поглощать их создателей.
Цены на нефть, газ, пшеницу и другое сырье выросли, что может напрямую повлиять на жизнь людей не только в США, но и в Европе, а также в Азии и Африке, где рост инфляции может привести к кризису и даже свержению правительств этих стран.
Но, к сожалению, российский рубль не может заменить доллар США в качестве международной валюты в ближайшее время.
Россия по-прежнему отстает от США и развитых европейских стран, когда речь идет об эффективном распределении рыночных ресурсов, что является отражением их финансовой мощи, восприятия рынка капитала, размера экономики, инфраструктуры и обилия финансовых продуктов.
Так что России еще предстоит пройти путь, чтобы догнать передовые экономики Запада. Вполне реально полагать, что Россия возьмет на себя ведущую роль в построении нового мирового финансового порядка. Поскольку США без промедления вводят санкции против других стран, чтобы навязывать свои интересы и проводить таким образом «неоколониальную» политику, все больше и больше стран объединяются, чтобы проводить совместную политику дедолларизации.
Однако странам сложно принять согласованные меры по дедолларизации, поскольку их интересы различаются. И США используют эти различия в интересах, чтобы покончить с ними один за другим. Тем не менее международная платежная система может претерпеть множество изменений.
Золото и цифровая валюта станут важными инструментами дедолларизации России.
Многие страны рассматривают золото как важный инструмент дедолларизации, а Россия и некоторые другие страны накопили огромное количество его, чтобы обезопасить свою экономику. Более того, инициативы БРИКС по дедолларизации создали критически важную инфраструктуру для перспективной альтернативной недолларовой глобальной финансовой системы (к примеру: Новый банк развития, механизм условных резервов и различные другие механизмы финансовой координации).
Гегемония доллара США зависела от доминирующего статуса Америки в мире. Поскольку мир движется к многополярности, а США больше не являются крупнейшей торговой державой мира, сила и статус доллара также могут ослабевать.
Учитывая растущую роль Китая, Европейского союза и других стран, доллар, возможно, только что стал свидетелем своего падения. Следующее столкновение может произойти внутри самой Европы, поскольку националистически настроенные политики стремятся отколоться от всеобъемлющего захвата власти США над своими европейскими и другими союзниками, чтобы держать их в зависимости от торговли и инвестиций, базирующихся в США.
Долларизацию больше нельзя рассматривать как неизбежное и, в значительной степени, несущественное последствие международной торговли. Теперь всем странам следует более внимательно отнестись к долларизации их экономик и сформулировать всеобъемлющую и хорошо скоординированную политическую программу для борьбы с долларизацией и связанными с ней рисками.