Лизингодатель BOC Aviation: сочувствуем российским клиентам
ATO.ru — Международным авиаперевозчикам и лизинговым компаниям предстоит существенное увеличение расходов на страхование в ближайшие несколько лет, по мере того как страховщики будут пытаться компенсировать убытки, связанные с требованиями лизингодателей, сотни самолеты которых остались на территории России. «У нынешней ситуации будут непредсказуемые долгосрочные последствия, в частности, в размере страховых премий. Мы с этим столкнемся ближе к концу года при продлении страховых полисов. Будут подаваться заявления на огромные суммы [страховых выплат] за самолеты, конфискованные [в России], эффект от которых растянется на годы», — полагает Роберт Мартин, президент сингапурской лизинговой компании BOC Aviation. Сама BOC Aviation оценивает свои потери в России как «ограниченные»: в стране застряло 2,5% всего лизингового портфеля компании. Однако тот факт, что более 400 самолетов западных лизингодателей по-прежнему эксплуатируются, несмотря на то, что контракты на них разорваны по требованию санкций ЕС и США, приведет «к полному пересмотру страховых алгоритмов. Слишком много самолетов на одном рынке – не здоровая ситуация», — считает Мартин. В конце прошлой недели власти ЕС разрешили лизинговым компаниям продолжить работу с российскими клиентами по контрактам, заключенным до 26 февраля, но это касается только финансового лизинга – схемы, не популярной у российских авиакомпаний. Самолеты, взятые в операционный лизинг, переведены в российский регистр, и лизингодатели не рассчитывают, что смогут вернуть себе эти активы. Даже в случае их физического возврата, собственники опасаются, что стоимость таких самолетов существенно снизится, в частности, в результате непрозрачных процедур техобслуживания или некорректного ведения документации. «Единственный способ справиться с этой ситуацией – это переговоры, — считает Мартин. – Я сочувствую российским клиентам. Либо постепенно ситуация разрешится, либо претензии получат страховщики». По словам Мартина, западные компании понимают, что российские авиакомпании не иимеют возможности вернуть самолеты. Помимо страховых выплат, растут и проценты по кредитам, и тарифы на техобслуживание, и цены на топливо, напоминает Мартин. По его прогнозам, комбинация этих факторов существенно усилит нагрузку на отрасль. Цены на некоторые запчасти вырастут на 8%, а увеличение продолжительности рейсов из-за облета воздушного пространства является «неприятным шоком», — добавил он. ATO.ru