Яхты арестованы, активы заморожены, платить некому
Нидерланды запретили 14 яхтам, которыми владеют граждане России, покидать страну. На прошлой неделе ряд министров страны адресовали парламенту письмо, в котором сообщили, что в ней уже заморожены российские активы на 516 млн евро.
Судя по тому, что в письме министров Нидерландов говорится о целых 569 случаях заморозки активов банками, страховыми компаниями, пенсионными и управляющими фондами и другими финансовыми учреждениями, простая арифметика показывает, что средняя замороженная сумма не превышает миллиона евро. То есть явно речь идет о гораздо более широком круге лиц, которые фигурируют в санкционных списках. Вполне вероятно, что и среди задержанных яхт — причем сообщается, что 12 из них находятся на стадии строительства, — есть те, которым запретили покидать территорию из перестраховки. Однако арест вовсе не означает того, что с их владельцев снимаются финансовые обязательства. Хотя ситуация, конечно, беспрецедентная, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Духина и патрнеры», специалист по международному праву Екатерина Духина:
Екатерина Духина управляющий партнер адвокатского бюро «Духина и патрнеры», специалист по международному праву «Если мы говорим про исполнение этими лицами гражданско-правовых обязательств перед портом, компанией, которая производила ремонт этой яхты, то страны Европейского союза никому никакой поблажки не делают. Даже если яхту вы не можете забрать, это не означает, что за нее будет платить какая-то из стран Европейского союза, которая яхту арестовала. Для того чтобы говорить, что имущество россиян, попавших или не попавших в санкционный список, будет конфисковано, нужно дождаться либо соответствующего принятия закона, который в настоящий момент отсутствует, и второго судебного процесса. В рамках судебной процедуры будет решаться, может утратить гражданин РФ право на арестованный в качестве обеспечительной меры объект или нет».
Ранее появились сообщения, что в порту Ла-Сьота находится 86-метровая океаническая яхта Amore Vero, которую власти считают принадлежащей Игорю Сечину. Она собиралась выйти в океан 2 марта, но была задержана французской таможней. Позднее министр экономики Франции Бруно Ле Мэр заявил, что его страна официально арестовала яхту. При этом владелец сохраняет право оплачивать расходы. Право и обязанности. И в расходы эти входит не только стоимость швартовки, поясняет совладелец «Роял яхт клуба» Антон Долотин:
Антон Долотин совладелец «Роял яхт клуба» «Ежегодный бюджет лодки 50 метров составляет 2-3 млн евро. Это экипаж, ее содержание, техническое обслуживание, поддержание в рабочем состоянии. Такой ситуации, как сейчас, мир еще не знает, владелец, находящийся в санкционном списке, фактически платить не может за те же траты, которые несет лодка, находящаяся под арестом. Представьте: лодка — это экипаж 20, 30, иногда даже 50 человек, надо платить зарплату, она просто так стоять не может, поэтому все стороны заинтересованы каким-то образом эту ситуацию разрешить».
Проблема усугубляется еще и тем, что даже если владельцы хотели бы покрыть эти расходы, сделать это им почти невозможно чисто технически. Во-первых, ограничены банковские переводы между Россией и Европой. Во-вторых, банкам запрещено проводить без специального разрешения транзакции попавших под санкции лиц. Поэтому, если проблема таких платежей не будет урегулирована, кредиторы, по мнению юристов, вполне могут со временем попытаться добиться через суд продажи актива для возмещения понесенных ими затрат. А пока верфи и марины, где находятся арестованные яхты, выставляют счета в никуда. Оплатить их некому.