В Минпромторге сообщили, что 90% средств гигиены на рынке - отечественные
Минпромторг не ожидает дефицита прокладок и памперсов, заявили "Газете.Ru" в пресс-службе Минпромторга. "90% внутреннего рынка — отечественные производители, 10% — импорт. Годовой объем производства прокладок составляет 2,3 млрд упаковок (327 млрд руб.). Дефицита не ожидается. Обращения от торговых сетей в связи с недопоставками такой продукции в Минпромторг России не поступали", - отметили в пресс-службе Минпромторга. Ранее Минпромторг зафиксировал повышенный спрос на средства личной гигиены. В ведомстве назвали "необоснованной и ажиотажной" скупку подгузников и прокладок. Три недели назад компания Procter&Gamble заявила о сокращении своего ассортимента на российском рынке и повышении цен. P&G производит памперсы Pampers, порошки Ariel, Tide, Lenor, "Миф", средство для мытья Fairy, зубные щетки Oral-B, прокладки Always, Naturella, Discreet, тампоны Tampax. При этом компания не уточнила, какие точно товары будут ограничены в поставках. Но указала, что повышает цены: на подгузники — на 47%, на прокладки и тампоны — на 33%, на некоторые виды порошков — почти на 100%. Рядовые потребители, опрошенные "Газетой.Ru", столкнулись с тем, что буквально рядом в одном магазине есть средства гигиены, в другом — нет. И цены на них выросли в разы. "У меня два "Дикси" рядом с домом. Один поменьше и поближе, другой большой, но в 200 метрах от первого. Машина утром приезжает сначала в маленький, потом в большой магазин. В маленьком, но более проходном "Дикси" прокладок нет. В большом - много и на любой вкус", - отметил собеседник "Газеты.Ru". Другой житель Москвы рассказал "Газете.Ru", что на севере столицы в магазинах "Пятерочка", "Подружка", аптеках прокладок уже нет в продаже. "В "Азбуке вкуса" покупал последнюю пачку. Заказал две на Wildberries по 1500 рублей за каждую", - уточнил он. Придержать и продать подороже Заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин отметил, что в первую очередь россияне стараются обеспечить себя "запасом для выживания" в любые неспокойные времена. "Ажиотажный спрос сформировали сами потребители. Они стараются приобрести продукцию определенного производителя, к которому привыкли. Смена бренда гигиенических средств - это не замена зубной щетки, это нечто гораздо большее. Дискомфорт. Магазины в этих условиях, вероятно, стараются придерживать часть товара на складах. Возможно, некоторые в этих условиях надеются продать товар подороже. У них мог возникнуть такой соблазн", - уточнил Белянин. С ним согласилась доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова. "Повышенный спрос на отдельные категории товаров был вызван фактором неопределенности. Страх остаться без товаров первой необходимости, к которым относятся средства личной гигиены, вызвал ажиотаж на рынке несмотря на повышение цен. У розничных сетей контракты с поставщиками на определенные объемы продукции, и при стабильном уровне продаж не возникает проблем с поставками. Но на фоне ажиотажного спроса эти планы нарушаются, что отражается на заполняемости полок магазинов. Если торговые сети будут в срочном порядке вносить изменения в планы по закупкам, отправлять дополнительные заявки на поставку товаров, повышенный спрос перенесется уже на оптовый рынок. Следовательно, закупочные цены пойдут вверх, что еще сильнее отразится на розничном сегменте и разгонит инфляцию", - отметила эксперт. Прикладова объяснила и ситуацию с неравномерным распределением товаров по магазинам в рамках одной торговой сети. "Это может объясняться организацией закупочной деятельности. В частности, степенью ее централизации и периодичностью поставок. Кроме того, развитие розничных сетей с помощью франчайзинга предполагает большую самостоятельность, что также вносит разнообразие в ассортимент товаров и их наличие на полках магазинов. Но пустые полки могут быть также вызваны и спекуляцией со стороны магазинов, которые придерживают товар и подогревают спрос, а также отдельных лиц, которые скупают товары для их последующей перепродажи. Контролирующим органам следует уделить внимание таким моментам", - уточнила эксперт. Цены пойдут вниз Прикладова считает, что спрос на средства гигиены в ближайшее время уменьшится, цены на них пойдут вниз. "Поскольку часть населения сформировала запасы отдельных товаров, тех же средств личной гигиены, в ближайшее время ожидается уменьшение спроса. Это должно привести к снижению цен на фоне тенденции укрепления рубля, которая наблюдается со второй декады марта. В связи с этим восстановление обычного режима торговли ожидается в ближайшие месяцы", - пояснила эксперт. ФАС анализирует ситуацию с ценами на средства гигиены. "Рынки розничной торговли гигиеническими средствами являются конкурентными. Согласно действующему законодательству, как оптовые, так и розничные цены на прокладки и памперсы не подлежат государственному регулированию. Ритейлеры вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от спроса и предложения. ФАС продолжает анализировать поступающую на "горячую линию" информацию. Полученные сведения используются для принятия мер в отношении недобросовестных участников рынков", - рассказали "Газете.Ru" в пресс-службе ведомства. По словам представителей ФАС, ранее служба запросила у группы компаний "Детский мир" пояснения о причинах роста стоимости подгузников для детей. "В результате взаимодействия компания определила позиции в категории "подгузники и гигиена", по которым предельные наценки снижены в среднем на 16%. Ритейлер берет на себя обязательство обеспечить наличие этих товаров на полках магазинов", - уточнили в пресс-службе ФАС. В ФАС отметили, что стабилизации ситуации будет способствовать не столько государственное регулирование, сколько насыщение рынка предложением. "Это повлечет за собой снижение стоимости товаров. Эффективный инструмент для достижения такого результата - легализация параллельного импорта - ввоза на территорию страны оригинальных товаров иностранного производства любыми участниками рынка без получения согласия производителя-правообладателя", - уточнили в ведомстве.