Эксперт оценил, как антироссийские санкции бьют по самому́ Западу
Запад во главе с Соединенными Штатами развязали настоящую экономическую войну против России. Как напоминает независимый финансовый советник Иван Капустянский, за последние неполные четыре недели было введено уже четыре пакета санкций, а пятый находится в разработке.
«Рестрикции коснулись оборонно-промышленного комплекса, банков, авиастроения, авиаперевозок, судостроения, и других областей экономики. При этом, нефтегазового сектора санкции пока в полной мере не коснулись», - отмечает эксперт, комментируя заявление канцлера Германии Олафа Шольца.
Ранее сообщалось, что Олаф Шольц в ходе пресс-конференции указал, что при введении санкций против России необходимо учитывать их «обратный эффект». «Может выйти так, что речь будет идти не краткосрочных делах, но о длительном противостоянии. И мы должны его вместе выстоять. <...> Многие страны-члены [ЕС] сильно зависят от импорта нефти, газа, угля», - заявил он.
Как подтверждает Иван Капустянский, ЕС, действительно, жизненно зависит от российских энергоресурсов: «Европа получает около 30% нефти и около 40% природного газа из России. При этом, стоит отметить, что физических ограничений на импорт нефти и газа в Европу из нашей страны пока нет, они только обсуждаются, однако цены на бензин и коммунальные платежи в странах Евросоюза уже взлетели до такой степени, что в некоторых странах перестали быть рентабельными грузоперевозки и начались массовые забастовки».
Впрочем, по мнению собеседника «Свободной прессы», это еще не предел - рост цен на бензин и газ широкомасштабно ударит по экономике Евросоюза.
«В производстве любого товара или услуги участвуют электричество и логистика, которые соответственно зависят от газа и нефти. Поэтому резкий рост цен на энергоносители грозит коллективному Западу резким ростом инфляции. Так, в США индекс потребительских цен продолжает расти, и с начала года уже достиг уровня в 7,9%, а в ЕС – 5,9%. При этом, индекс цен производителей составил 10% и 30,6% соответственно. Эта ситуация говорит о том, что производственные издержки растут опережающими темпами. То есть бизнес за счет своей маржи компенсирует рост цен для конечного потребителя. Однако в перспективе, из-за нехватки прибыли, это может привести к сокращению инвестиций в развитие бизнеса и к “проеданию” основных средств производства, что чревато сокращением производства», - предупреждает экономист.
Кроме того, по его мнению, ситуацию постепенно усугубляет ужесточение кредитно-денежной политики (КДП) мировыми Центробанками. Так, в США ставку по федеральным фондам уже подняли в марте до 0,5%, а до конца года, согласно прогнозам, она может вырасти и вовсе до 2-2,25%: «Не исключено, что в ответ на рост инфляции ЕЦБ также пересмотрит свою КДП и начнет повышать ставку. Для экономики это грозит ростом стоимости кредитов для потребителей, а также ростом ставок фондирования бизнесу».
То, что бизнесу, и прежде всего, в Евросоюзе придется не сладко, эксперт уверен.
«С одной стороны, резко падают доходы, с другой стороны, будет расти стоимость кредитования. В итоге это может привести к сокращению производства, или еще хуже - к массовым банкротствам. Для экономики ЕС эта ситуация грозит стагфляцией, когда растет инфляция и снижается экономика. Стагфляция страшна тем, что обычные монетарные и фискальные методы управления экономикой перестают эффективно работать, а, значит, высок риск развития полномасштабного экономического кризиса, который в последствии может распространиться на всю мировую экономику», - предупреждает Иван Капустянский.