Отмена бизнеса, гиперинфляция, запрет доллара. К чему приведет кризис: Статьи экономики ➕1, 22.03.2022
Что имеем сегодня
На потребительском уровне: рубль девальвировался относительно валют на 30-40%; наблюдается дефицит некоторых товаров (сахар); многие потребительские товары (электроника, бытовая техника) серьезно подорожали; пока непонятно, что будет с тысячами сотрудников покидающих страну иностранных предприятий.
На макроэкономическом уровне: против России введено больше санкций, чем против Венесуэлы и Ирана; арестованы расположенные за рубежом средства ЦБ — это беспрецедентная мера; огромное количество иностранных компаний, даже с ущербом для себя, прекращает сотрудничество с нашей страной.
Таким образом, если на потребительском уровне ситуация выглядит более-менее знакомой (рубль падал бессчетное число раз; сахар исчезал в 2020 году, когда ударила пандемия коронавируса, и тогда же висела угроза массовой безработицы), то на более высоком горизонте она уникальна.
Экономист Руслан Гринберг видит три явления, которые, по его мнению, практически гарантированы после того, как эффект санкций в полной мере скажется на внутреннем рынке.
Ограничение свободы бизнеса
Сейчас правительство, напротив, всячески демонстрирует лояльность к бизнесу и сыплет мерами поддержки.
«Это выглядит красиво, но я боюсь, что мы идем в ситуацию, когда нам потребуется полное государственное регулирование экономики», — говорит Руслан Гринберг.
Будет ли частная предпринимательская деятельность прямо запрещена или будут установлены некие ограничения, которые по факту «отменят» свободу предпринимательства, — пока никто не знает. Но пройти через мягкий или жесткий вариант «возвращения социализма» придется.
Руслан ГринбергФото: Александр Щербак / ТАСС
Инфляционная спираль
Цены уже растут. Вопрос: где потолок?
«Правительство будет пытаться поднять зарплаты — и для этого печатать деньги. Самое опасное — инфляционная спираль, когда „новые“ деньги подстегивают цены и правительство снова печатает деньги, чтобы угнаться за ценами. Очень важно этого не допустить, но, я боюсь, не удастся», — говорит Гринберг.
Правительство любой страны в состоянии форс-мажора пытается регулировать цены, это нормально, подчеркивает Гринберг: так сделали бы и в США, и в Европе. К сожалению, пока цены удерживаются, бизнес понимает, что несет убытки. Как только особый режим прекращается, цены рывком идут вверх, чтобы убытки наверстать. Это другая опасность, подчеркивает Гринберг. Проблема в случае России еще и в том, что обычно антикризисные ограничения вводятся на какой-то срок, но сегодня мы не понимаем, каким окажется этот срок, резюмирует экономист.
Запрет доллара
Соединенные Штаты уже, по сути, запретили России пользоваться наличными долларами, говорит экономист: США больше не поставляют наличную валюту в нашу страну. Отследить «доллары из России» и наказать за их использование в самих Штатах или в третьих странах, как пугают некоторые, вряд ли получится: сами по себе бумажки ведь никак не помечены. Но есть другая опасность — запрет оборота доллара российским правительством.
Гринберг не исключает такого варианта. В СССР доллар был запрещен, за его использование частными лицами грозила тюрьма, так что исторический опыт есть. Власти, если и решатся на это, то не завтра, надеется Гринберг. Вопрос еще и в том, что — теоретически — может заменить наличный доллар. Куда инвестировать, чтобы спасти средства от гиперинфляции? Вариантов на самом деле немного. Золото — по разным причинам — таким инструментом не станет. Разве что недвижимость, предполагает Гринберг.
«В целом я настроен пессимистически. То, что будет еще можно купить, будет стремительно дорожать», — делает неутешительный прогноз экономист.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Лена Брессер
]]>