Кто-то пока держит, а кто-то уже повышает: предприниматели — об изменении цены своей продукции
«Мы пока держим цены», — рассказывает генеральный директор Finn Flare Ксения Рясова, но оговаривается: сколько это будет продолжаться пока неизвестно. Цены приходится сдерживать, потому что одежда — это то, на чем люди сейчас начинают экономить. Но в то же время подорожали материалы для ее производства, доставка и не только. Ситуацию Ксения Рясова описывает такими словами:
Ксения Рясова генеральный директор компании Finn Flare «Подорожало все: чековая лента, бумага, логистика, доставка контейнеров. Еще два года назад, три года назад стоил 3400 один контейнер, сейчас уже 18 000-18 800. Подорожал никель в два раза — это вся фурнитура, молнии. Поэтому, мне кажется, что, с точки зрения инвестиций, сейчас пойти и купить зимнюю одежду вообще не глупо».
Точно также подорожали материалы для компании «Промет» — это металлообработка, производство сейфов. Из-за курса выросла стоимость импортных составляющих. И компания вынуждена была поднять свои цены. Но есть и плюс. Вырос спрос, потому что отечественная продукция все-таки дешевле иностранной, а кроме того, отчасти прекратились поставки зарубежных аналогов, рассказывает директор компании «Промет» Алексей Петров:
Алексей Петров директор компании «Промет» «Где-то с начала марта мы были вынуждены поднять цены на 10%. Дальнейшее повышение цен мы пока не планируем. На сегодняшний день спрос у нас сохранился на прежнем уровне, даже несколько выше стал, потому что частично прекратились поставки, например, стеллажного оборудования через те же сети OBI или, например, дешевые немецкие сейфы сейчас стали не совсем дешевыми, более дорогими. Поэтому наша продукция стала более конкурентоспособной и спрос даже вырос».
Клиентов сейчас по понятным причинам стало меньше, делится владелец бара Delicatessen и пиццерии Supernova Вячеслав Ланкин. Людям сейчас особо не до ресторанов, у них другие заботы. Ну, а те, кто туда все-таки ходят, уже замечают, что цены растут. Например, на алкоголь. С одной стороны поставщики изменили прайс-листы. А с другой, из-за сбоев поставок, не вся продукция есть в наличии, говорит Вячеслав Ланкин:
Вячеслав Ланкин владелец бара Delicatessen и пиццерии Supernova «Алкогольные компании повысили цены на свою продукцию, на 15-20% они поднимают. К сожалению, нам тоже приходится поднимать, но сейчас все не самое страшное. Я думаю, что по основным позициям где-то на месяц всей продукции хватит, чтобы не повышаться. Что будет потом, я не знаю. Но, с другой стороны, у нас народа стало поменьше. Люди сейчас не об этом думают, а о том, как спасти деньги, что закупить».
Недавно «Ведомости» сообщили, что кондитерские изделия могут подорожать на 20-30%. Об этом поставщики уведомили торговые сети. Причем, объяснить причину собеседник издания затруднился. Один из основателей производства «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин рассказывает, что как раз 17 марта изучал, как изменилась себестоимость его продукции. По некоторым позициям — больше, чем на треть. И производитель молочной продукции тоже был вынужден поднять цены:
Владислав Чебурашкин один из основателей производства «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» «На некоторые продукты, в частности йогурты с вареньем, — на 30-45% потому что компоненты подорожали неожиданно. Мы неделю назад предупредили о повышении на 10% нашей линейки, что выглядит так же, как двигается рынок. Мы рынок мониторим и видим, что себестоимость нас догоняет. Мы боимся этой спирали, когда себестоимость становится катастрофически высокой и выводит нас в убыток».
При этом предприниматель подчеркивает, что речь идет лишь о его отпускных ценах. Насколько может подорожать продукция в магазинах, бизнесмен, естественно, сказать не может. Наконец, один из российских производителей компонентов для бытовой химии, анонимно рассказал Business FM, что к его полной неожиданности цены подняли российские содовые заводы. Причем, совершенно непонятно почему. Оборудование давно закуплено, сырье российское.
Пользуясь всеобщей истерией, подняли цены и китайские поставщики. И пусть не очень сильно — на 5-8%, но расчеты идут в долларах. А кроме того резко выросла стоимость доставки из-за дефицита контейнеров, который никуда не исчез. Ну, и чтобы подвести итоги: из опроса бизнеса следует, что они поднимают цены где-то на 10%. И есть три ключевых причины: курс доллара, проблемы с логистикой и повышение стоимости продукции без объяснения причин.