Пять историй — как выжить на бирже: глава АТОН о портфельном подходе и бдительности
Несмотря на меры пресечения незаконной деятельности на финансовом рынке, принимаемые регулирующими и правоохранительными органами, российские граждане по незнанию и неопытности продолжают нести потери из-за действий недобросовестных компаний. Согласно публикуемому списку, к середине февраля Банк России выявил более четырех тысяч нелегальных финансовых участников рынка, а также черных кредиторов, форекс-дилеров и компаний с признаками финансовой пирамиды.
В четвертом интервью из серии "Пять историй о том, как выжить на бирже" (предыдущие можно почитать здесь: 1, 2, 3), корреспондент ТАСС Алиса Столярова пообщалась с главой старейшей частной инвесткомпании России "АТОН" Андреем Звездочкиным и узнала, почему чрезмерно привлекательные условия должны настораживать, по каким признакам можно выявить недобросовестные финансовые компании, а также о важности "сложных процентов" и портфельном подходе.
Заманчивые условия могут оказаться ловушкой
К сожалению, всегда есть те, кто пытается нечестным способом присвоить себе средства других людей, в том числе на финансовом рынке. Поэтому важно быть аккуратным и с осторожностью подходить к любым предложениям, особенно если они выглядят очень заманчиво.
Я это понял еще до того, как начал карьеру в финансах, — еще в 1995 году. Тогда я скопил довольно весомую для себя сумму в ГКО (государственные краткосрочные обязательства — прим ТАСС). Это был надежный инструмент и очень доходный, но в итоге все свои средства я потерял — и не по причине дефолта 1998 года, как могло бы показаться. Когда я решил продать облигации, друг порекомендовал сделать это не через банк, а через биржу. Послушав совета, я приехал на биржу и около входа встретил молодых людей, которые предложили очень привлекательные условия. Сделку провели, облигации я отдал, но денег в результате не получил.
Думаю, это была профессиональная преступная группировка, да и дело происходило в далекие 90-е, но мошенники существуют и сегодня. Поэтому, чтобы не терять, а сохранять и приумножить свои деньги на финансовом рынке, нужно в нем разбираться. Важно перепроверять имя компании и срок ее существования в доступных источниках. Банк России также на своем сайте публикует список лицензированных профучастников рынка. Но, к сожалению, часто даже в надежных, казалось бы, компаниях до сих пор можно столкнуться с прописанными мелким шрифтом условиями, которые потом приводят граждан к неожиданной потере денег.
Внимательно стоит относиться и к условиям, которые вам предлагают. По-хорошему, любое предложение с доходностью существенно выше депозитной или безрисковой ставки (данная ставка определяется в том числе по доходности государственных облигаций — прим. ТАСС) уже должно вызвать повышенное внимание, так как в нормальной ситуации это означает наличие рисков, о которых могут умалчивать.
Каждый процент важен
В 2020 году мы все столкнулись с кризисом, из которого до сих пор не выбрались. Кроме того, COVID-19 оголил проблему отсутствия накоплений у многих людей и компаний. А когда наступает черный день, наличие накоплений — это необходимый фактор для прохождения такого периода.
И инвестирование — хороший тому помощник.
К примеру, ежегодный доход в долларах от диверсифицированного портфеля из 40% акций и 60% облигаций за последние 20 лет составил бы 7,5% годовых, за последние десять лет — 8,8% годовых. Если же брать долларовый депозит — среднегодовая доходность за последние десять лет была бы в районе 1,5–1,7% годовых, при этом в последние пять лет ставки по долларовым депозитам были ниже 1%.
Тайминг — это лотерея
Рынок ценных бумаг сам по себе непредсказуем, на него действует огромное количество факторов — как локальных, так и международных. Поэтому невозможно правильно угадать, когда лучше покупать или продавать, либо узнать, какая акция вырастет больше, а какая — меньше. В частности, в начале 2020 года мы полагали, что у российского рынка акций большой потенциал, но в результате COVID-19 рынки споткнулись. Фундаментально это была правильная ставка — мы увидели это и во второй половине 2020 года, и в 2021 году, но к вопросу о тайминге — это лотерея, его невозможно предугадать.
Поэтому лично я верю в портфельный подход.
Если говорить про активы — это, как правило, акции, облигации, недвижимость, венчурные инвестиции, Private Equity (прямые инвестиции — прим. ТАСС), а также валюты.
В таком случае, когда рынки падают — какие-то активы в портфеле снижаются, какие-то растут. Более того, вы можете использовать "просадки" для ребалансировки и добавлять те бумаги, которые упали, но у которых есть потенциал восстановления в будущем. Тогда на длительном горизонте ваш результат окажется еще лучше.
Смотрите полное интервью на нашем YouTube-канале.