Войти в почту

Страсти криптовы: как майнинг переводят в легальное русло

В прошлогодний список 400 самых богатых людей по версии Forbes попали семь человек, которые свое состояние, можно сказать, не сколотили, а намайнили. Криптовалюты медленно, но верно входят в нашу жизнь. По данным Bloomberg, виртуальными деньгами сегодня владеет около 18 миллионов россиян, но не все они заработали их легально. В этом убедилась и обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.

Страсти криптовы: как майнинг переводят в легальное русло
© Мир24

Так изнутри выглядит майнинг-ферма. Вместо загонов для скота – длинные ряды вычислительной техники. Надои здесь измеряют не литрами парного молока, а добытой криптовалютой.

«Задержан за хищение имущества, электричества в общем», – сказал задержанный Асод Абдуллаев.

Статья 165 Уголовного кодекса пока единственная, по которой в России можно наказать подпольных добытчиков криптовалюты. Сам по себе майнинг не запрещен, но фермы чаще всего подключают к линии электропередачи либо по льготным тарифам для населения, вместо промышленных, либо вообще в обход счетчиков.

В прошлом году в Дагестане наворовали электричества на 130 миллионов рублей, украли 50 миллионов киловатт-часов. Столько потребляет город Сочи за неделю. А в центре российского майнинга – Иркутской области – ущерб составил почти два миллиарда рублей. Область превысила лимит электроэнергии, выделенной для региона.

«Вот эта вся стоимость увеличения потребления, субсидирования электроэнергии приводит к тому, что вся область должна будет скинуться и оплатить субсидию в карман майнерам», – объяснил генеральный директор Байкальской энергетической компании Олег Причко.

Иркутскую область захлестнула волна аварийных отключений электричества. «Асики» – устройства для майнинга криптовалюты – при работе сильно нагреваются. В холодном климате Сибири вещь оказалась нужная. Топят ими и дома, и гаражи, и хозяйственные постройки. И денежка капает, и курам тепло.

«Люди умудряются ставить майнинги даже в будках у собак. Смех-то смехом, а собаке тепло, как говорится. Можно получать двойную выгоду, можно даже теплицу обогревать», – отметил начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области Андрей Жбанов.

По оценкам экспертов, в Иркутской области майнит каждый третий житель. И для этого в регионе есть все условия. Прохладный климат – не нужно охлаждающее оборудование, самые низкие в стране тарифы на электричество, Китай под боком, откуда фурами везут майнинговое оборудование. И самое главное условие для процветания криптобизнеса – низкий уровень жизни населения.

«Цены на недвижимость у нас, наверное, сопоставимы с Московской областью. Продукты у нас дороже, чем в Новосибирске и в Москве, то есть мы дорогой регион. А зарплаты у нас не сравнить. У нас есть таксисты, люди на заводах, парикмахеры, неважно. У них тоже стоит данное оборудование», – сказал руководитель компании по поставкам майнингового оборудования Алексей Котляревский.

В России уже давно звучат призывы признать майнинг видом предпринимательства. Ведь в переводе с английского – это дословно «добыча полезных ископаемых». Это такое же производство. Просто шахты и бурильные установки заменяют компьютеры с видеокартами. А горную породу – зашифрованный код криптовалюты, чтобы его «раскопать», компьютер решает математические задачи и получает за это вознаграждение. Дальше цифровые деньги выводятся на криптобиржу, где их можно обменять на вполне реальные.

«На сегодняшний день один биткоин у нас равен $37 966», – отметил руководитель компании по поставкам майнингового оборудования Алексей Котляревский.

Криптоденьги на самом деле не такие уж легкие. Средняя цена оборудования – полмиллиона рублей, а чтобы намайнить один биткоин, потребуется 10 лет непрерывной работы. Вокруг майнинга выросла целая индустрия: сервисы по ремонту «асиков», майнинг-отели, производство шумоизоляции для криптоферм. При этом легальный майнинг за 10 лет съест электричества на полтора миллиона рублей, поэтому люди майнят в серую. По приблизительным цифрам, «крипту» в России добывают 18 миллионов человек. А рынок криптовалюты оценивают в 5 трлн рублей, это 1/6 всех банковских вкладов россиян или три годовых бюджета Узбекистана.

«Первая криптовалюта – биткоин – была создана как альтернатива и вызов всей классической финансовой системе. Потому что, к сожалению, у классических денег, которые подкреплены золотовалютными резервами, есть одна проблема. Они нам с вами не принадлежат. Они принадлежат Центробанку и это их долги перед нами. А криптовалюта – это актив, который полностью принадлежат вам, у которых нет контролера в виде Центробанка», – объяснил аналитик рынка криптовалют Виктор Першиков.

По мнению Центробанка, криптовалюта угрожает стабильности всей российской финансовой системы. Поэтому предложил запретить с ней все сделки. У Минфина другое мнение. В дискуссию вмешался даже президент, поручил прийти к общему знаменателю. Правительство за пару дней разработало «дорожную карту». Криптовалюту не запретят, но будут контролировать. Майнерам придется раскрыть свои данные, а сделки с криптовалютой предлагается проводить только через российские банки.

«Эти самые условия позволят участникам рынка чувствовать себя защищенными, не чувствовать себя преступниками, потому что сейчас, когда говорят криптовалюты, сразу всплывают наркотики, даркнет и прочие запрещенные препараты, которые на самом деле мало имеют отношения к цифровым активам», – сказал аналитик рынка криптовалют Виктор Першиков.

«Полезность в том, что, если у вас украдут криптовалюту, если вас обманут на что-то, если вы до этого легализовались, то наша судебная система, наше МВД вас будет защищать», – отметил эксперт по криптовалютам Вадим Валеев.

Вот, например, недавно в Красноярске. У заядлого майнера украли оборудования на 14,5 миллиона рублей. Криптоворишек ловили полицейские совместно с бойцами СОБРа. После следствия похищенное железо вернут владельцу.

Россия – не первая в странах Содружества, кто взялся за легализацию майнинга. В Беларуси любые операции с цифровыми деньгами разрешены. До 2023 года государство не будет взимать никаких налогов с криптовалютных транзакций. Грузия все то же самое разрешила только для компаний, им нужно получать специальную лицензию.

В Казахстане майнить запретили после того, как летом прошлого года из Китая понаехали криптовалютчики. И страна внезапно стала второй в мире по майнингу. К такому шоку энергосистемы оказались не готовы. Власти планируют построить в республике дата-центры, чтобы потребление электричества было под контролем.

«Дата-центры будут согласовывать свое энергопотребление на несколько лет вперед с оператором, с Министерством энергетики. Это по типу квотирования доступа электроэнергии. Скорее всего, не во всех регионах будет доступно строительство дата-центров, потому что часть регионов считается энергопрофицитной, а часть регионов – энергодефицитной», – заявил президент Ассоциации блокчейна и индустрии дата-центров в Казахстане Алан Дорджиев.

Казахстанским криптовалютчикам сейчас не сладко. Многие после запрета майнинга перебираются в Россию. Сибирь и Дальний Восток массово заселяют и жители Поднебесной после того, как Китай объявил вне закона все операции с криптовалютами.