Западу предрекли мировой голод из-за "оружия Путина"
На днях американское издание The Wall Street Journal разразилось зловещим предупреждением – высокие цены на удобрения оказывают давление на земледельцев во всем развивающемся мире, заставляя сокращать многие агропроизводства, начиная от ферм по выращиванию авокадо, кукурузы и кофе в Южной Америке и заканчивая плантациями кокосовых орехов и масличных пальм в Юго-Восточной Азии.
Это, в свою очередь, означает, что счета за продукты питания могут вырасти еще больше в 2022 году, после того, как мировые цены на продовольствие и так уже выросли до десятилетних максимумов. Этот всплеск цен усугубит голод, который и без того остро ощущается в некоторых частях мира из-за связанных с пандемией потерь рабочих мест, и помешает усилиям политиков и центральных банков по подавлению инфляции.
Британское издание The Times пошло ещё дальше и вообще предрекло наступление глобального мирового голода по причине ограничения работы и закрытия ряда заводов по производству удобрений. Английские журналисты предупредили, что из-за дефицита мочевины фермеры Пакистана уже вышли на улицы и в ходе протестов перегораживают дороги. На очереди – индийские аграрии.
Таков, по мнению западных репортеров, побочный эффект от конфронтации между Россией и Украиной, в которой природный газ стал «оружием Путина».
«Свободная Пресса» поинтересовалась у экспертов, есть ли хоть какое-то рациональное зерно в крайне пессимистичных прогнозах относительно мирового голода из взлета цен на российский газ, и каково придется в ближайшем будущем аграриям самой России, где, как известно, ни с газом, ни с минералами проблем нет.
- Действительно, на фоне резкого подорожания природного газа и опустошения подземных хранилищ Европы химические компании Старого Света либо сократили, либо вовсе остановили производство необходимых для сельского хозяйства аммиачной селитры, аммиака и карбамида. А Россия квотирует экспорт своих агрохимикатов. – отметил экономист Леонид Хазанов. – Соответственно, европейским аграриям денег уже не хватает, поскольку стоимость всех азотных удобрений накануне весенней посевной кампании очень высокая. Значит, у них только два выхода – либо сокращать площади посевов, либо удобрять земли не полностью. И в том, и в другом случае это однозначно приведет к падению урожайности основных сельскохозяйственных культур, их удорожанию и, как следствие, подъему цен на продукты питания.
Но я не считаю, что этот процесс станет критичным и уж тем более приведет к мировому голоду. Такие разговоры, скорее, результат массового психоза. Вместо того, чтобы как-то с Россией договориться, попросить «Газпром» каким-то образом увеличить поставки и снять преграды на пути «Северного потока-2», Европа предпочитает закатывать вот такие истерики.
«СП»: - А что на это фоне может ждать российский аграрный сектор? Россия же определенную долю плодоовощной продукции импортирует: огурцы, помидоры, фрукты. Да ещё и Минпромторг опасается, что азотных удобрений, в частности – аммиачной селитры, имеющей критически важное значение для плодородия, может не хватить внутреннему рынку.
- Россия – крупный экспортер зерна. Если Европа будет испытывать с ним проблемы, то мы ей зерно поставим. Что касается импортных огурцов и помидоров, то, конечно, эта продукция может подорожать.
В обеспечении внутреннего рынка минеральными удобрениями, то я здесь особых проблем не вижу. Существует рассчитанный до мая 2022 года план поставок минеральных удобрений в регионы, согласованный Минсельхозом c Минпромторгом. Что касается конкретно аммиачной селитры, то с ней, конечно, есть определенные сложности, так как она ещё используется в качестве взрывчатки в горнодобывающей отрасли. Но я не думаю, что объемы её производства не покроют спроса со стороны всех её потребителей.
Здесь прежде всего надо устранить дисбаланс между горнодобытчиками и аграриями. А тут проблема в том, чтобы всю эту продукцию можно было без проблем вывезти железнодорожным и автомобильным транспортом. Доставка такого крупнотоннажного груза, как аммиачная селитра, имеет ведь определенные сложности, учитывая, что потребителей-то много, а вот объемы закупок у них сравнительно небольшие.
Если здесь и следует опасаться каких-то проблем на внутреннем аграрном рынке, то несколько иного, на мой взгляд, характера. Во-первых, объем нашего собственного выпуска средств защиты растений далеко не полностью покрывает потребность в них, внушительная часть завозится из-за границы. Во-вторых, ценообразование здесь крайне непрозрачное. Но почему-то никаких проверок поставщиков и производителей пестицидов у нас не проводится, хотя обороты в этой сфере колоссальные.
Таково экспертное мнение экономиста. А вот у непосредственно работающего «на земле» фермера, председателя общественного движения «Федеральный сельсовет» Василия Мельниченко имеется другой взгляд на складывающуюся ситуацию.
- Минеральные удобрения сильно подорожали не только в Европе, но и в России, что стало очень чувствительным ударом для всех аграриев страны. Главным образом потому, что владельцы производств минеральных удобрений отправляют львиную часть своего товара на экспорт, пользуясь высоким спросом на него. В результате они имеют возможность щеголять друг перед другом своими дворцами и яхтами, а мы, малые и средние аграрии, вынуждены покупать удобрения втридорога. Особенно аммиачную селитру, которую теперь можно приобретать лишь по лицензии ФСБ, как взрывоопасное вещество.
При том, что себестоимость производства тонны минеральных удобрений при нашем-то богатстве залежей на деле составляет 3-4 тысячи рублей за тонну. Нам же продают их уже по 35-37 тысяч рублей. Доходит до того, что даже Польша покупает эти же удобрения заметно дешевле. Им, значит, долгосрочные контрактные цены, а нам, словно крепостным, всучивают по высоким спотовым.
Из-за этого фермерам просто не остается другого выхода, кроме как истощать свои угодья, выкачивая из них последние соки. Почвоведы уже озвучили пугающий прогноз – если так пойдет дальше, то уже через 10, максимум 15 лет даже черноземные районы средней полосы России начнут интенсивно терять свою урожайность и будут требовать внесения просто колоссального количества удобрений. А фермеры Краснодарского края уже столкнулись с этим. Из-за того, что там активно выращивают подсолнечник, самую «тяжелую» для земли сельскохозяйственную культуру, вытягивающую из нее все соки, угодьям уже сейчас требуется внесение от 500 до 700 килограммов удобрений на гектар. Это пугающе огромные цифры. Но мы, вместо того, чтобы что-то предпринимать, продолжаем гнать на экспорт подсолнечное и рапсовое масло, продавая за рубеж, по сути, минеральную силу нашей земли.
«СП»: - То есть по весне, а уж тем более по осени нам не избежать очередного витка продовольственной инфляции?
- Я думаю, да. Конечно, по этому поводу будут проведены разные высокие совещания, которые, кстати, уже начались. В итоге всякие депутаты Госдумы, разные высокопоставленные Герои труда, получат возможность разглагольствовать о том, что в результате таких совещаний удалось снизить цены на 5%. И никто даже не заикнется о том, что перед этим-то цены выросли на добрых 305%.
«СП»: - Как же так получается? Ведь в России залежей этих самых минеральных удобрений полно?
- Уж кому-кому, а России грех жаловаться на скудость минералов. Их можно сделать для себя сколько угодно. Проблема лишь одна – жадность производителей, которые все ориентируют на экспорт. В итоге у нас и удобрения, и дизельное топливо максимально приближены к мировым ценам. Это ведет к тому, что в России своего нормального продовольствия нет и не будет в нужных объемах.