Апокалипсис сейчас: американцы узнали, как жил СССР в 1991-м

Американцы на себе ощутили, что такое товарный дефицит. Феномен, привычный для жителей бывших социалистических стран с их планово-распределительной экономикой, для жителей США был неведом даже в годы мировых войн. Единственный раз в истории, когда американцы стояли в очередях в магазинах, случился в годы Великой депрессии в начале 1930-х. Сегодня причина пустых полок в супермаркетах — не проблемы с перепроизводством, а нарушение логистических цепочек, вызванных неуклюжими попытками администрации Джо Байдена бороться с пандемией COVID-19. Разрушить цепочки передачи коронавируса Белому дому не удалось (число заболевших вчера побило мировой рекорд), а вот разорвать цепочки снабжения между производителем и магазинами — вполне.

То, о чём предупреждали экономисты, предвидевшие, что локдауны рано или поздно приведут к нынешней ситуации, наконец произошло.

Усугубляет ситуацию на товарном рынке то, что из-за несогласованных действий администрации Байдена по борьбе с пандемией в ряде штатов и городов производители не могут доставить свои товары в магазины даже при их наличии на складах.

Вперёд в СССР

Жители США, впервые на памяти многих поколений столкнувшиеся с понятием «дефицит», выкладывают в соцсети фотографии, как две капли воды напоминающие картинки из советских магазинов последних лет существования СССР. Тег #BareShelvesBiden («ПустыеПолкиБайден»), напрямую увязывающий такую ситуацию на потребительском рынке с именем нынешнего президента, на этой неделе вошёл в тренды в Twitter.

«Мы стали свидетелями апокалипсиса», — оценивают происходящее блогеры.

На самом деле, судя по фотографиям из американских супермаркетов, ситуация на потребительском рынке США всё-таки весьма далека от тотального товарного голода, который задушил советскую экономику на рубеже 1980–1990 годов. Какие-то группы товаров в самом деле образовали «дыры» на полках, и привыкшим к переизбытку предложения американским потребителям это в самом деле режет глаз.

Однако, как рассказала NEWS.ru американка молдавского происхождения Наталья, главной проблемой, с которой покупатели столкнулись после Нового года, является не столько нехватка товаров как таковых, сколько невероятный, иногда двукратный рост цен на них, произошедший одномоментно.

У меня сейчас ощущение сильнейшего дежавю — словно я вернулась в Кишинёв начала 1992 года. Купить что-то было невозможно. Я меняла детские вещи на продукты на городском рынке и тем и кормилась. Я тогда уехала от затяжного кризиса в США, но кажется, он догнал меня и здесь, — рассказала она.

По свидетельству Натальи, отличия США-2022 от Молдавии 30-летней давности состоят в первую очередь в том, что товарного дефицита как такового нет — хотя по каким-то группам товаров в самом деле возникли перебои со снабжением, их нехватку вполне можно восполнить аналогичными или близкими по потребительским характеристикам продуктами (например, вместо оливкового масла использовать подсолнечное).

Причём Наталья винит в таком положении не только нынешнюю демократическую администрацию, но и её республиканского предшественника.

Мясо за одну неделю подорожало двукратно, на сто процентов, а на некоторые товары, как на еду, так и на промтовары, вообще в разы. Подержанные авто стали дороже на 30 процентов. Все дешёвые товары пропали в течение прошлого года из-за того, что их производили в Китае, а китайские товары обложили пошлиной ещё при администрации Трампа, — говорит она.

В штате, где почти 30 лет живёт Наталья, по её наблюдениям, цены на недвижимость за прошлый год выросли на сотни процентов и на столько же выросла арендная плата для «тенантов» — съёмщиков жилья.

Это вызвано тем, говорит собеседница NEWS.ru, что люди, спасая свои сбережения от самой высокой за десятилетия инфляции, вложили свои доллары в недвижимость, «сметя с полок» все свободные квартиры. Какие-то развалюхи, к которым средний американец побрезговал бы приблизиться ещё пару лет назад, уходят сегодня по $300 тысяч.

То, что до пандемии считалось обычными товарами для среднего класса, быстро становится доступным только для богатых. Дом, машина, отпуск, сбережения — всё это уходит в славное прошлое. Получаешь зарплату, и всю её отдаёшь на оплату счетов за прошлый месяц. При этом всюду висят таблички о поиске работников — но бизнесы предлагают такие минимальные деньги, что никто не хочет за них работать, — делится своими наблюдениями жительница США.

Кризис в голубом вертолёте

Администрация США, естественно, доказывает, что наблюдаемый беспрецедентный товарный дефицит на самом деле носит не столь массовые масштабы, как это кажется «снизу», а имеющиеся трудности носят временный характер (терминология, словно скопированная из советских газет брежневского периода).

Накануне рождественских каникул глава президентской администрации Рон Клайн вообще отрицал факт каких-либо нарушений в цепочке поставок.

Всех с наступающим Рождеством. Желаю сказать «до свидания» излишнему нагнетанию паники вокруг ситуации со снабжением, — заявил он.

По мнению ряда американских экономистов, причиной текущей ситуации на потребительском рынке США стало не только нарушение товарно-производственных логистических цепочек, но и то, что за два года пандемии ежедневные расходы американцев существенно сократились (люди перестали ходить в рестораны, развлекательные заведения, на спортивные события и т. д.), в то время как на их банковские счета пролился дождь правительственных выплат, известных как «вертолётные деньги».

Денежная масса M2 в США с декабря 2019 года выросла с $15,32 трлн до $21,43 трлн. Количество всех денег, которое было нажито в государстве за всю его историю, всего за два года увеличилось на 40%.

Эти «лишние» деньги население сейчас и тратит на скупку товаров, в первую очередь длительного пользования. Это снова вызывает ощущение «повторения пройденного» в Советском Союзе, где схожую ситуацию описывали термином «инфляционный навес». Власти СССР в январе 1991 года «решили» проблему методом разрубания гордиева узла — в одну ночь, без предупреждения, конфисковали у населения накопления в наличных 50- и 100-рублёвых купюрах, отменив их обращение.

Вряд ли администрация США изучала печальный опыт последнего советского кабмина, и тем более нельзя представить, что она решится на столь же радикальный шаг, — всё-таки американская экономика не строится по командно-административной модели, как социалистическая. Но сегодня американские наблюдатели не видят каких-то способов вернуть страну в привычное состояние всеобщего благоденствия и призывают готовиться к затяжной «экономической зиме».

Американцы полагают, что ответственность за текущее положение дел несёт в первую очередь администрация Байдена (отсюда и тег #BareShelvesBiden). Надо сказать, что Белый дом сам виноват в том, что имя его нынешнего хозяина стало ассоциироваться у населения с пустыми полками. В июне 2021 года Байден учредил специальную рабочую группу с задачей не допустить кризиса, о котором с самого начала пандемии предупреждали экономисты. Президент, по сути, сел в лужу, поторопившись объявить накануне новогодних каникул, что свою задачу рабочая группа выполнила.

Кризис, который нам прочили, не разразился. Товары перемещаются, подарки доставляются в срок, полки магазинов не пустуют, — объявил он тогда.

Дефицит от переизбытка

Ситуация, с которой столкнулись в 2021 году, и которая гарантированно продлится в 2022-м, США, не имеет прецедентов, и поэтому экономисты отказываются предсказывать, какими могут быть сценарии выхода из неё, рассказал NEWS.ru экономист Никита Масленников.

{{expert-quote-14707}}

Author: Никита Масленников [ руководитель проектов по финансам ИНСОР ]

Пандемия вызвала то, что получило название «контейнерный кризис». Это когда на местах производство продолжается, но произведённые товары невозможно доставить до конечного потребителя, и производители вынуждены работать на склад. Это привело к парадоксальной ситуации, когда товарные запасы во всём мире растут, а магазинные полки пустуют и, соответственно, растут цены у ретейлеров. Это совершенно новая реальность — резкий рост потребительской инфляции при отсутствии спада производства.

Второй причиной «дефицита при избытке предложения» экономист называет программу количественных смягчений, которую ФРС США и другие центробанки запустили для поддержания экономики в условиях пандемии (те самые «вертолётные деньги»).

Поскольку экономическая теория прежде не сталкивалась с подобными ситуациями, все сценарии её развития отличаются крайне высокой степенью неопределённости. Привычный способ борьбы с инфляцией — ужесточение кредитно-денежной политики — здесь может не сработать, так как её результатом может стать недостимулирование экономики. В итоге дефицит будет нарастать, но уже не как следствие проблем с логистикой, а из-за недопроизводства, — поясняет он.

В первые дни после Нового года Белый дом объявил о выделении $1 млрд на восстановление прошлогодних цен на продовольственные товары (в первую очередь мясные продукты). Причиной взрывного роста цен на них (как это заметила и собеседница NEWS.ru) экономисты видят монопольный сговор производителей этого сегмента экономики. Миллиард долларов, обещанный администрацией, пойдёт на поддержку независимых производителей мяса и птицы, которые, по замыслу Минсельхоза США, должны восстановить конкуренцию на этом рынке и тем самым вынудить крупные сети снизить отпускные цены на те же товары.