IPO для МФО. На биржу может выйти российская микрофинансовая организация CarMoney. Об этом со ссылкой на компанию сообщило РБК. Как сейчас привлекают деньги МФО и чем это иногда заканчивается?
CarMoney станет первой публичной микрофинансовой компанией в России. Если конечно, дело действительно дойдет до IPO, которое всегда можно отложить или отменить. Сейчас МФО на 100% контролируется кипрской компанией, ее крупнейший бенефициар — бизнесмен Антон Зиновьев. Среди российских микрофинансовых организаций CarMoney по объему портфеля занимает седьмое место. Ее основной профиль — выдача кредитов под залог автомобиля. На бирже она планирует привлечь не менее двух миллиардов рублей, указывает РБК. Впрочем, не факт, что таким планам суждено сбыться, считает исполнительный директор VSK Group Максим Тищенко:
Максим Тищенко исполнительный директор VSK Group «Я бы сказал, что скорее всего даже половину будет очень сложно привлечь. Если даже мы рассматриваем каких-то частных инвесторов, вряд ли можно получить то, на что компания рассчитывает. Поэтому я бы не стал говорить, что будет сверхуспешное IPO, но я думаю, что они попытаются показать, что они все-таки компания несколько более устойчивая и менее рискованная, чем конкуренты. Потому что именно на рынке выдачи займов так называемых под ПТС, они, да, лидеры. Но опять же, говорить, что это какой-то глобальный рынок, глобальные инвестиции, я бы не стал».
Сейчас на бирже можно купить лишь облигации микрофинансовых организаций. Причем, покупка эта достаточно рисковая. Судьба таких компаний может быть печальной. В России один из самых известных примеров — это «Домашние деньги» Евгения Бернштама. МФО собиралась выйти на IPO еще в 2016 году. Но потом допустила дефолт, не исполнив свои обязательства по выкупу облигаций. Потом ЦБ исключил «Домашние деньги» из реестра микрофинансовых организаций. А закончилось все арестом Бернштама и уголовным делом о мошенничестве, напоминает РБК. Впрочем, еще не закончилось, решение по делу пока не вынесено. В мире есть примеры вывода на биржу МФО, один из самых известных — индийская SKS. А потом был громкий скандал с самоубийствами неплатежеспособных клиентов, акции рухнули, после чего компания провела ребрендинг. О мировом опыте рассказывает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «IPO MФO также известны. Были IPO в Мексике, в Индии в 2007-м и 2010 году, соответственно, но окончилось это тоже весьма печально, то есть примерно тем же, что и деятельность Бернштама в России. Конечно, историческая канва не очень, мягко говоря, хорошая. Деятельность МФО связана с повышенными рисками».
Проблема еще в том, что сейчас наступают не лучшие времена для российских микрофинансовых организаций. С одной стороны, из-за пандемии не у всех граждан все в порядке с доходами, а это увеличивает риск просрочек и невозвратов долгов. С другой стороны, депутаты вскоре могут принять закон, ужесточающий требования к МФО — им вновь могут ограничить максимальную ставку: не больше 0,8% в день. Сейчас можно 1%, или 365% годовых. Будет, вероятно, 292%. И в начале декабря в ЦБ предупредили, что из-за ограничений с рынка могут уйти около трехсот микрофинансовых компаний, а это почти четверть от всех действующих в стране МФО. Зато на таком фоне сообщение о возможном выходе на биржу CarMoney — обошло крупные деловые СМИ. И, возможно, не последнюю роль в этом сыграли, скажем так, слова-раздражители: IPO и МФО.