Что такое интерчейндж. Объясняем простыми словами
Интерчейндж (от англ. interchange — «взаимообмен») — комиссия, которую платят банки друг другу за совершение безналичных расчётов. Чаще всего интерчейндж платится при безналичном расчете в магазине. Покупатель расплачивается картой, а продавец платит своему банку за эквайринг — большую часть этой комиссии банк-эквайер возвращает банку, который выпустил карту покупателя. Это и есть интерчейндж. Средства, полученные от интерчейнджа, банки используют для развития программ лояльности и, например, начисляют кешбэк покупателю. В некоторых странах размер интерчейнджа регулируется на законодательном уровне: в США — 2% от транзакции, в Европе — 0,2–03% в зависимости от того, кредитная карта или дебетовая. В России величину интерчейнджа определяют банки и платёжные системы. Размер интерчейнджа устанавливает платёжная система. Он может варьироваться в зависимости от типа карты (кредитная или дебетовая, обычная или премиум) и от способа покупки (за покупки, при которых покупатель не присутствует лично, комиссия выше из-за риска мошенничества). Пример употребления на «Секрете» «Доля премиальных продуктов, которые попадают под исключение из льготы, очень невелика и существенно не повлияет на общую стоимость. По супермаркетам увеличение повлияет на комиссию, но необходимо отметить, что ставки интерчейнджа Visa не выше других». (Руководитель дирекции эквайринга «Альфа-банка» Андрей Пелин — о комиссии Visa .) Факт Существует также обратный интерчейндж — в этом случае банк-эмитент платит процент обслуживающему банку. Такое возможно, если клиент снимает деньги в банкомате другого банка с комиссией — часть этой комиссии отправится как интерчейндж банку, которому принадлежит банкомат. Нюансы Интерчейндж — предмет оживлённых дискуссий. Ретейлеры жалуются на слишком высокие проценты интерчейнджа и даже видят в этом картельный сговор. К тому же разные продавцы оказываются в неравных условиях: для маленького бизнеса плата за эквайринг может быть выше, чем для крупного ретейлера, и забирать значительную часть выручки. Эти комиссии также скрыты от покупателя, и он не может выбирать, какой способ оплаты и какая карта были бы ему выгоднее. Однако эксперименты по регулированию ставки интерчейнджа в разных странах показывают , что в ответ на снижение комиссионных доходов банки увеличивают плату за обслуживание карт и сверачивают программы лояльности, чтобы компенсировать потери. Статью проверил: Михаил Хачатурян, к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ