Войти в почту

Пивовары допустили коллапс на рынке из-за сроков введения маркировки пива в спецупаковке

С 1 сентября 2022 года, после старта обязательной программы маркировки, могут начаться сбои в поставках разливного пива в точки общепита, а ближе к зиме с проблемами рискуют столкнуться и другие сегменты, предупредила Ассоциация производителей пива, в которую входят крупнейшие отечественные пивоваренные компании — AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken. Об этом сообщил Forbes со ссылкой на имеющееся в его распоряжении заявление.

Пивовары допустили коллапс на рынке из-за сроков введения маркировки пива в спецупаковке
© BFM.RU

Игроки рынка считают, что предложенные Минпромторгом сроки введения обязательной маркировки пива нереалистичны. В частности, она не сможет параллельно сосуществовать с ЕГАИС — нынешней системой, которая контролирует рынок алкогольной продукции. И это не говоря о том, что для отдельных видов тары маркировку пока вообще не разработали — например, для алюминиевых банок. Комментирует глава Ассоциации производителей пива Андрей Губка:

Андрей Губка глава Ассоциации производителей пива «Технология, которая позволяет это делать, которая была бы опробована, протестирована и показала бы на предприятиях такой результат, ее, по нашим данным, не существует. Даже если она существует, то закупка такого оборудования, его установка и наладка занимает определенное время. Мы все прекрасно помним, как вводилась ЕГАИС: пивная отрасль не встала только по одной причине, что, когда вводилась ЕГАИС на пиве, во-первых, эти технологии уже существовали и они были отработаны. Во-вторых, по пиву постоянно велась подготовительная работа, у нас был режим тестирования, режим доработки всех вопросов. Второй вопрос — это цена. Цена такой не останется, любые добавления в инвестиции в оборудование, которые потребуются, а их потребуется немало, естественно, повлекут за собой рост цены на пивоваренную продукцию. В стране более двух тысяч пивоварен, невозможно за полгода произвести столько оборудования, установить его, протестировать и вывести его в штатный режим. По расчетам ассоциации, на каждую крупную линию установка какого-то оборудования, еще никто не понимает до конца, какого именно, будет стоить как минимум в районе 100 и более миллионов рублей. У маленьких предприятий это будет значимо дороже, потому что эффективность производственная ниже, а кто-то вообще закроется, потому что в принципе в рамках его бизнеса он не потянет таких затрат. Плюс сам код, генерация кода — это 50 копеек, в результате для потребителей с 50 копеек на единицу продукции будет стоить уже плюс рубль, а если с НДС, то, наверное, 1 рубль 20 копеек».

В Минпромторге заявили, что маркировка поможет снизить долю нелегальной продукции на рынке. Эксперимент по введению новой системы учета пива и слабоалкогольных напитков начался в России 1 апреля 2021 года и продлится до 31 августа 2022-го, а Союз пивоваров присоединился к нему в конце сентября. В пилотном проекте приняли участие 167 компаний, которые занимают более 80% рынка, отмечает ведомство. Владелец пивоварен Tru Ale и «Варяг» Павел Ольшанский в эксперименте не участвовал, но к инициативе Минпромторга относится со скепсисом:

Павел Ольшанский владелец пивоварен Tru Ale и «Варяг» «Для мелкого бизнеса себестоимость бутылки может увеличиться рубля на три, соответственно, дистрибьюторы накрутят еще свои 20%, и «конечник» накрутит от 50% до 100%, то есть рублей на шесть-семь цена бутылки на полке, скорее всего, увеличится. В связи с тем, что в последнее время покупательная способность потребителей падает, то как минимум для таких пивоваров, как я, небольших, это серьезная проблема удорожания продукции на полке. Те, кто работает полностью вчерную, они и от ЕГАИС не страдают, и от маркировки страдать не будут».

В октябре Союз российский пивоваров предупредил о существенном риске подорожания пива в следующем году. В письме премьеру Михаилу Мишустину производители заявили, что рост закупочных цен на пивоваренный солод на 30-50% и его активный экспорт могут привести к дефициту на внутреннем рынке и скачкообразному росту стоимости слабоалкогольного напитка. Конкретных цифр организация не привела.