Войти в почту

"Вопрос века" и кризис-менеджмент: о чем говорили Си Цзиньпин и Байден

В ходе сентябрьского диалога глава китайского государства назвал пути выстраивания стабильных и конструктивных американо-китайских отношений "вопросом века". Развернутого ответа на него по итогам нынешнего онлайн-саммита не дано. Впрочем, этого и не ожидалось. "Мы не ожидали, что подобная встреча будет неким переломным моментом, учитывая нынешнее состояние отношений между США и КНР, - отметила по итогам диалога представительница американской администрации. - Мы не ожидали прорывов, и их не последовало", - заключила она, подчеркнув, что онлайн-встреча была направлена на "развитие ответственной конкуренции" и поддержание "устойчивого положения дел" в перспективе двусторонних отношений.

Кризис-менеджмент на высшем уровне

Действительно, главным итогом онлайн-встречи в верхах стало подтверждение готовности остудить небывалый накал в двусторонних отношениях, повысить уровень кризис-менеджмента во избежание полномасштабных конфликтов, которые могут аукнуться не только двум странам, но и всему миру.

В ходе диалога председатель КНР Си Цзиньпин прямо заявил, что "разногласия между Китаем и США - дело обычное; главное держать их под контролем и избегать их эскалации". Байден, в свою очередь, подчеркнул, что "США не намерены создавать антикитайские альянсы или конфликтовать с КНР". "Наша обязанность - как лидеров Китая и США - гарантировать, что соперничество между нашими странами не перейдет в конфликт, намеренный или непреднамеренный. Только простая, прямая конкуренция", - отметил глава американской администрации.

Важно, что в ходе диалога был обозначен вектор на снижение напряженности идеологического противостояния между Пекином и Вашингтоном. Глава Белого дома заверил, что "США не пытаются изменить систему Китая". Днем ранее высокопоставленная представительница американской администрации пояснила: "В отличие от предыдущих подходов в политике по отношению к Китаю, администрация Байдена не пытается изменить Китай… Мы не считаем, что это реалистично". Председатель КНР, в свою очередь, сказал, что "Китай не намерен экспортировать свою модель развития вовне", а у китайского народа "нет гена экспансии или гегемонизма".

"Тайваньская заноза"

Аналитики с осторожностью надеются, что главным прорывом встречи Байдена и Си стало "удаление тайваньской занозы", постоянно раздражавшей двусторонние отношения. Тайваньский вопрос значительно обострился за последний месяц из-за действий Вашингтона. Так, в конце октября глава администрации Тайваня Цай Инвэнь подтвердила присутствие на острове американских военных. В начале ноября председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли заявил, что Штаты "располагают военным потенциалом, чтобы защитить Тайвань от КНР". Несколько дней спустя Вашингтон вообще повел себя очень некрасиво: пока на проходившем в Нью-Йорке 9 октября приеме Национального комитета США по отношениям с Китаем зачитывали приветственные послания глав двух государств (Байден писал о построении "безопасного, мирного, устойчивого будущего"), на Тайвань военным бортом "втихую" летели с визитом американские конгрессмены. От такого не выдержали нервы даже у сдержанных китайских политиков. "Отделение Тайваня (от Китая) будет означать конец мира и волну катастроф", - жестко заявила официальная представительница канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Чжу Фэнлянь.

В Пекине постоянно подчеркивают, что разорвавшие еще в 1979 году дипотношения с Тайванем США должны следовать своим обязательствам и не сотрудничать с сепаратистски настроенными островными политиками, иначе ни о какой стабильности отношений между Пекином и Вашингтоном и речи быть не может.

В ходе нынешнего диалога Си Цзиньпин вновь подчеркнул, что попытки Вашингтона заигрывать со сторонниками тайваньской независимости - это "очень опасный тренд", что "те, кто играют с огнем, себя и обожгут". Очень неожиданно, но Байден даже спорить не стал, отметив, что "американская администрация не поддерживает т.н. "независимости Тайваня" и надеется на поддержание мира и стабильности в Тайваньском проливе".

Точки соприкосновения

В ходе встречи в верхах были найдены и другие точки соприкосновения, которые помогут в дальнейшей нормализации двусторонних отношений. В частности, лидеры двух стран подтвердили готовность сотрудничать в области реагирования на глобальные изменения климата. Профильную совместную декларацию стороны подписали совсем недавно, на конференции ООН по климату в Глазго. В частности, КНР и США согласились сотрудничать в разработке технологий в сфере низкоуглеродной энергетики, объявили о намерении сокращать использование ископаемых источников энергии и эмиссию метана. Для осуществления этих целей будет создана двусторонняя рабочая группа. Наблюдатели отмечают, что взаимодействие в природоохранной сфере сможет отчасти снизить огромный дефицит США в торговле с КНР, ведь Китай открыто говорит о готовности "открыть национальные рынки для импорта природоохранных услуг и энергосберегающих сервисов".

Торговые разногласия сотрясают американо-китайские отношения уже несколько лет. При администрации Трампа США ввели повышенные пошлины на импорт китайских товаров общим объемом 250 миллиардов долларов. Пекин ответил повышением пошлин на импорт товаров из США объемом 110 миллиардов долларов. В 2019 году сторонам все же удалось заключить первый этап торгового соглашения, которое предполагает наращивание Китаем импорта из США и постепенное снятие американцами повышенных пошлин на китайские товары. Однако Вашингтон медлит с воплощением в жизнь этих договоренностей. На это неоднократно сетовал китайский вице-премьер Лю Хэ во время прошедших в октябре-ноябре переговоров с главой Федеральной резервной системы США Джэнет Йеллен и американским торговым представителем Кэтрин Тай.

Жалуются на медлительность Вашингтона со снятием повышенных пошлин и американские предприниматели. В начале ноября ряд бизнес-ассоциаций США направили совместное письмо в адрес Тай и Йеллен, в котором сетуют на то, что повышенные пошлины "вредят американскому бизнесу, фермерам, рабочим и их семьям". Действительно, повышение тарифов легло на плечи американских импортеров и обошлось им к настоящему моменту в 110 миллиардов долларов. Глава ФРС уже признала, что высокие тарифы на китайский импорт "действительно ведет к повышению цен" и инфляции в США. Тай, в свою очередь, подтвердила, что призывы американских предпринимателей снизить импортные пошлины на товары из КНР "услышаны". Это дает надежду на скорые подвижки в решении американо-китайских торговых споров.

Показательно, что бизнес очень позитивно воспринял переговоры лидеров двух стран. За первые два часа диалога Си и Байдена индекс гонконгской фондовой биржи Hang Seng поднялся на 0,84 процента, главные индексы бирж Шанхая и Шэньчжэня - соответственно на 0,37 и 0,6 процента. Положительная динамика затрагивает активы, связанные с финансами, сырьевым сектором, производством автомобилей. На 2,52 процента подорожали акции холдинга AAC Technologies - поставщика компании Apple. На 4,15 процента подросли котировки ценных бумаг автопроизводителя Geely.

Китайское видение

Интересным моментом виртуального саммита стало обозначение Пекином базовых принципов дальнейшего развития отношений с американскими партнерами. Специально ко встрече Си Цзиньпин подготовил программу "трех принципов и четырех приоритетов".

Три принципа - это взаимное уважение к социальному и политическому строю, интересам и озабоченностям друг друга, пути и праву на развитие каждой из стран;

- мирное сосуществование, предполагающее отказ от конфликтов и конфронтации;

- взаимовыгодное сотрудничество (указывая на этот принцип, председатель КНР отметил ненужность чрезмерной конкуренции: "Земной шар - достаточно велик, чтобы на нем вместе развивались Китай и США").

Четыре приоритета американо-китайских отношений означают:

- проявление ответственности, присущей мировым державам, и пример сотрудничества в решении актуальных проблем;

- продвижение обменов и сотрудничества во всех сферах (в том числе в экономике, энергетике, обороне, образовании, науке и технологиях, природоохранной деятельности);

- совершенствование контроля за рисками в двусторонних отношениях;

- укрепление координации на международной арене.

Китайские политологи уверены, что именно это руководство "3+4" ляжет в основу среднесрочной политики Пекина в отношении США.